Войти | Стать участником
йога. гармония. мир
   Темы   Библиотека   Галерея   Форум   Школа

4. Основы концентрации

3059·27/01/2012 · 0
Трудно сказать, где заканчивается концентрация и начинается медитация. Медитация сменяет концентрацию. Прежде всего, очистите ум ямой и ниямой, затем переходите к практике дхараны. Концентрация без чистоты бесполезна.

— это устойчивость разума. Когда устраняются причины помех, сила сосредоточенности возрастает. Сильной концентрацией владеет брахмачарин, сберегающий вирью, семя. Важную роль в концентрации играет внимание. Тот, кто развил силу своего внимания, добивается успеха в сосредоточении. Нужно уметь очень ясно представ-лять себе объект концентрации даже в его отсутствие, научиться немедленно вызывать в памяти мысленный образ этого объекта. Если вы умеете концентрироваться, это удастся без труда. Хорошей концентрации достигнет тот, кто добился успеха в пратьяхаре, то есть научился отвлекать индрийи, органы чувств, от материальных предметов. По духовному пути идут шаг за шагом, ступень за ступенью. Для начала заложите фундамент: освойте яму (правильное поведение), нияму (соблюдение обрядов), асаны (правильные позы тела), пранаяму (правильное дыхание) и пратьяхару (отрешенность от внешнего). Только тогда можно будет возвести надстройку — дхарану (концентрацию), дхьяну (медитацию) и самадхи.
Асана — это бахиранга (внешняя) садхана, а дхьяна — антаранга (внутренняя) садхана. В сравнении с дхьяной и самадхи даже дхарану следует считать бахиранга-садханой. Тот, кто освоит устой-чивую асану, очистит йога-нади и пранамайя-кошу(1) с помощью пранаямы, без труда достигнет концентрации. Можно концентрироваться на любом из семи внутренних сплетений, чакр, центров духовной энергии, которые носят названия муладхара, свадхиштхана, манипура, анахата, вишуддха, аджня и сахасрара. Кроме того, сосредоточиваться можно на кончике носа или языка, а также на внешних объек-тах: изображениях Дэваты, Хари, Хары(2), Кришны или Дэви. Концентрируйтесь на тиканье часов, пламени свечи, черной точке на стене, карандаше, цветке розы или любом другом приятном для ума предмете. Это стхула, конкретная концентрация. Без объекта не может быть сосредоточения. Легко заставить разум концентрироваться на чем-то приятном — цветке жасмина, плоде манго, апельсине или любимом друге. Намного труднее, особенно в начале, сосредоточиваться на неприятном, например фекалиях, кобре, враге, уродливом лице и т. д. Занимайтесь концентрацией, пока разум не научится твердо удерживаться на выбранном объекте. Если он отклоняется в сторону, вновь и вновь возвращайте его к объекту сосредоточения. Господь Кришна говорит в «Гите» (6:26): «Ято ято нишча-лати манаш-чанчалам-астхирам, татас-тато ни-ямьяйтад-атманьева вашам найет» («Куда бы ни ускользал шаткий, нестойкий разум, — обуздав, его надо приводить к воле Атмана отовсюду»).

(1) Нади: энергетические каналы организма; прана-майя-коша: «оболочка жизненной энергии», соответствует эфирному телу.

(2) Хари: эпитет Вишну (в облике Кришны); Хара: эпитет Шивы. В индуизме поклоняются также божеству Харихара, в котором сливаются черты этих главных богов.

Чтобы усилить концентрацию, следует сократить мирскую деятельность (вьявахара-кшайя, «сокра-щение дел»). Не менее двух часов в день нужно соблюдать мауну, обет молчания. Тот, чей разум переполнен страстями и различными фантастическими желаниями, едва ли сможет сосредоточиться хотя бы на мгновение. Его ум будет скакать, словно воздушный шарик. Овладейте контролем над дыханием. Подчините себе органы чувств и направляйте разум на любой привлекательный объект. Связывайте с ним мысли о святости и чистоте.

Можно концентрироваться на межбровье (трикути) или мистических звуках (анахата-дхвани), которые слышны правым ухом. Очень полезны для сосредоточения изображения слога ОМ, Господа Кришны с флейтой в руке либо Бога Вишну с раковиной, диском, палицей и лотосом. Можно концентрироваться на изображении своего гуру или любого святого. Ведантисты сосредоточивают мысли на Атмане, Внутреннем Я. В этом заключается их дхарана.

Дхарана представляет собой шестое звено аштанга-йоги(1), то есть раджа-йоги Патанджали Махариши. В состоянии дхараны в озере разума остается только одна волна, вритти. Разум принимает форму единственного объекта, все прочие мыслительные процессы приостанавливаются, замирают. Тот, кто погружается в непрерывную концентрацию на полчаса или час, обретает огромные психические силы. У него развивается очень сильная воля.

Когда хатха-йоги концентрируются на шададхаре, шести опорах (шад-чакрах), они одновременно сосредоточиваются на соответствующих дэватах-управителях — Ганеше (2), Брахме, Вишну, Рудре(3) и Ишваре. Управляйте дыханием посредством пранаямы, подчините индрийи с помощью пратьяхары и затем направьте разум на сагуна или ниргуна Брахмана. Согласно школе хатха-йоги, очень хорошей дхараны достигает тот, кто умеет совер-шать двадцатиминутную кумбхаку, задержку дыхания. Его разум становится безмятежным. Пранаяма делает разум устойчивым, устраняет викшепу (помехи) и усиливает сосредоточение. Хорошей дхараны добиваются те, кто выполняет кхечари-мудру (4).

(1) «Восьмизвенная» йога .

(2) Ганеша (Ганапати) — старший сын Шивы и Парвати, властитель группы низших божеств. Изображается с толстым животом, короткими конечностями и головой слона. Один из самых любимых богов в индуизме.

(3) Рудра — в Ригведе бог грозы, позже эпитет Шивы.

(4) Запечатывание горла языком; для этого подрезается уздечка языка и выполняются специальные упражнения по его удлинению. Выполнять подобные упражнения без руководства учителя очень опасно.

Те, кто занимаются сосредоточением, быстро развиваются. Они способны исполнять любую работу очень качественно, с тщательностью ученого. Если человек умеет сосредоточиваться, он за полчаса сделает то, на что остальным потребуется шесть часов. За полчаса он прочитает столько, сколько другие за несколько часов. Концентрация очищает и успокаивает порывы чувств, укрепляет мышление, проясняет мысли. Кроме того, она по-могает человеку и в материальном развитии, по-вышает производительность его труда. Туманное и неясное становится четким и определенным, трудное — легким, а сложное, озадачивающее и запутанное — простым для понимания. Благодаря концентрации можно достичь чего угодно. Для че-ловека, регулярно занимающегося концентрацией, нет ничего невозможного. Трудно сосредоточиться, когда голоден или страдаешь обострением болезни. Тот, кто занимается концентрацией, обладает хорошим здоровьем и острым умом.

Удалитесь в тихую комнату, сядьте в падмасану, закройте глаза. Что происходит, когда концентри-руешься на яблоке? Можно думать о его цвете, форме, размере и различных частях — кожице, мякоти, семенах и т. д. Можно думать о тех местах, откуда его привезли, скажем Австралии или Кашмире. Можно размышлять о кислом или слад-ком вкусе, воздействии яблок на пищеварение и кровообращение. По закону ассоциаций, в голову начнут приходить мысли и о других фруктах. Разум может погрузиться в размышления о посторонних, внешних предметах. Мысли иногда начинают блуждать. Всплывают воспоминания о том, что в четыре часа нужно встретить на вокзале друга, купить полотенце, чай или пирожные. Разум может начать думать о неприятном происшествии, случившемся накануне. Старайтесь придерживаться определенного направления мышления. В голове не должно быть мыслей, не имеющих не-посредственного отношения к объекту. Чтобы достичь успеха, вам придется упорно бороться. Разум изо всех сил постарается пуститься по наезженной колее, привычной дороге, истоптанной тропе. Такие усилия отчасти напоминают подъем в гору. Самый малый успех в концентрации приносит удовольствие. В материальном мире действуют свои законы: закон тяготения, трения и т. д. На ментальном плане, в мире мыслей тоже существуют определенные законы мышления, на-пример закон непрерывности. Тот, кто занимается концентрацией, должен хорошо их понять. Когда разум занят объектом, он может думать о его со-ставляющих и свойствах. Думая о причине, он мо-жет размышлять и о следствии.

Если несколько раз сосредоточенно прочесть «Бхагавад-Гиту», «Рамаяну» или одиннадцатую скандху «Бхагаваты», каждый раз возникают новые мысли. Благодаря концентрации развивается про-ницательность, интуиция. В поле умственного соз-нания вспыхивают утонченные эзотерические про-зрения. Постигается глубинный философский смысл. Сосредоточиваясь на объекте, не вступайте в ожесточенную схватку с умом. Избегайте напряжения как в теле, так и в разуме. Спокойно, мягко и непрерывно размышляйте о выбранном объекте. Не позволяйте мыслям блуждать.

Если во время концентрации вмешиваются чувства, не обращайте на них внимания и вскоре они исчезнут. Попытки изгнать их лишь истощают волю. Относитесь к чувствам с безразличием. Ведантист руководствуется формулой: «Мне все равно. Прочь. Я сакши (свидетель видоизменений в разуме)». Бхакта просто молится и получает помощь от Бога.

Развивайте ум сосредоточением на различных, грубых и утонченных, маленьких и больших объектах. Со временем у вас возникнет стойкая привычка к концентрации. Соответствующее настроение нач-нет приходить сразу, стоит только сесть и начать концентрироваться. Открыв книгу, читайте ее сосредоточенно. Нет смысла торопливо листать стра-ницы. Прочтите страницу из «Гиты» и закройте книгу. Сосредоточьтесь на том, что прочли. Найдите родственные мысли в «Махабхарате», упанишадах и «Бхагава-те». Сравнивайте и противопоставляйте.

В первое время концентрация кажется новичку за-нятием неприятным и утомительным. Ему предстоит проложить в мозгу и разуме новые борозды. Через несколько месяцев появляется настоящий интерес к сосредоточению. В состоянии концентрации ученик ощущает прежде неведомое счастье — ананду. Ес-ли ему не удается ощущать его ежедневно, он лишается покоя. Концентрация — это единственный способ избавиться от земных несчастий и невзгод. Наш единственный долг — занятия концентрацией. Мы вошли в материальное тело, чтобы заниматься сосредоточением и, благодаря этому, осознать собственное Я. Благотворительность, раджасуйя-яджня (1) — просто игрушки, ничто по сравнению с концентрацией.

Благодаря вайрагье, пратьяхаре и концентрации рассеянные лучи блуждающего разума постепенно собираются воедино. Настойчивые занятия делают разум однонаправленным. Счастлив и могуществен йог, достигший такой однонаправленности мыслей!

Он способен в мгновение ока справиться с самым трудоемким делом.

Тот, кто занимается концентрацией лишь время от времени, только иногда добивается устойчивости ума. В других случаях мысли блуждают и разум не пригоден для работы. Нужно воспитать ум так, чтобы он всегда безропотно подчинялся и безукоризненно выполнял все полученные указа-ния. Постоянные, систематические занятия раджа-йогой делают разум верным и послушным.

Существует пять йога-бхумик, состояний ума: кшипта (рассеянность), мудха (притупление), викшипта (легкие колебания), экагра (однонаправленность) и ниродха (обузданность, покорность). Благодаря последовательной правильно организованной ежедневной практике концентрации лучи блуждающего ума собираются воедино. Ум устремляется на одну цель. Со временем он окончательно покоряется и полностью подчиняется контролю.

Когда ученик сбивается с пути, его развитие становится медленным и мучительным. Тот, кто идет по верному пути, развивается быстро и обретает острую интуицию. Лишенный духовных санскар, полезного опыта предыдущих воплощений, дви-жется вперед с большим трудом, а тот, у кого есть такие санскары, напротив, развивается легко. Че-ловек с дурным нравом, слабыми способностями к контролю обладает вялой интуицией и прогресси-рует болезненно. С другой стороны, тот, чьи способности к контролю обострены, развивается быстро и имеет хорошую интуицию. У человека, погруженного в неведение, интуиция слаба.

(1) Жертвоприношение, осуществляемое царем в знак собственного величия. Здесь: «царская жертва», особая набожность.

поместить ссылку в

комментарии

добавить комментарий

комментарии в социальных сетях


Слова материала
Шивананда, концентрация, медитация, йога

Опрос
Правильное питание - один из основных принципов Йоги. Йоги считают правильным вегетарианство. А какую систему питания предпочитаете Вы?
согласен с йогами: лакто-вегетарианство
веганство
раздельное питание
макробиотика
сыроедение
ем, что попало

 

Темы

Популярные

Общение

Стиль жизни
Весеннее настроение: оригинальные подарки к 8 Марта
Наступил 2015-ый! Всем счастья, мира и любви!!!
Йога работает. 3-дневная программа с йога-ачарьей Свами Шивадасанандой
Как работает йога?

 





Темы

Библиотека

Галерея

Форум

Школа

Шивананда Йога

Учителя Шивананда Йоги

Ашрамы и центры

Аюрведа

Васту

Ведическая астрология

 3.0a  © Школа йоги 2016 — +7 (925) 893-15-70

Школа
классической йоги

в традиции Свами Шивананды

Записаться на занятия
Как начать
Цены
Как нас найти
Классы
Курсы
Семинары
Контакты
 

 

+7 (925) 893-15-70
 

Свами ШИВАНАНДА (1887-1963)

 
Свами ВИШНУ ДЕВАНАНДА
(1927-1993)
 
Новости школы йоги
· Занятия продолжаются
 Ждем всех желающих на занятия по четвергам. Начало в 19.15. /.../

· Курс йоги для начинающих
Следующий курс для начинающих в воскресенье 19-ого апреля. Начало занятий в 11.00. /.../

· Следующий курс для начинающих с 11 апреля 2015 года
 У вас еще есть шанс до начала летних каникул начать заниматься йогой!Следующий курс йоги для начинающих начнется в зале на Соколе с 11 апреля. Он будет проходить по субботам и воскресеньям. Всего 4 занятия. Потом можно продолжить практику в основном классе. /.../

· Курс для начинающих с 28 марта 2015 года
Хотите помолодеть на пару лет за 1 месяц? Сбросить несколько лишних килограммов, накопленных за зиму? Приходите на йогу!С 28 марта по субботам и воскресеньям курс йоги для начинающих!Ждем Вас в центре на Соколе. /.../

· Новый зал на Соколе
Наконец-то нам есть, чем порадовать тех, кто хотел бы заниматься йогой на Соколе. Теперь занятия в новом зале по адресу ул. Новопесчаная, д. 23, корп. 1 Ждем вас, как всегда, по четвергам к 19.00. /.../

· Йога на Соколе, йога на Полежаевской
 С 23-его октября занятия в районе Сокол-Полежаевская будут проводится во новому адресу. Обращаем Ваше внимание, что мест мало, записывайтесь заранее. /.../

· Йога-каникулы в Литве
Посещать йога-классы 1-2 раза в неделю в городе - это хорошо. Но ничего нет лучше погрузиться в йогу целиком. /.../

· 30 января - открытый урок!
 Ждем начинающих в зале на Соколе! В четверг 30 января, начало в 19.00. Приходите попробовать! Занятие бесплатное!Не забудьте записаться. /.../

· Открытый урок по йоге 14 ноября в зале на Соколе
Приглашаем всех желающих на бесплатное ознакомительное занятие в зал на Соколе 14 ноября в 19.00. /.../

· Открытый урок по йоге 26 сентября в зале на Соколе
Если вы хотите начать заниматься йогой, то наше предложение именно для вас! Йога-класс в зале на Соколе в четверг 26-ого сентября с 19.00 до 21.00 может посетить любой желающий БЕСПЛАТНО! Возьмите спортивную одежду и не ешьте за 2 часа до занятия. Еще вам понадобятся тапочки, чтобы пройти в раздевалку. А занимаются йогой босиком (или можно одеть носки). Вы можете воспользоваться нашим ковриком или принести свой. /.../