Войти | Стать участником
йога. гармония. мир
   Темы   Библиотека   Галерея   Форум   Школа

Глава 3. МИРЫ ВО ВСЕЛЕННОЙ И УРОВНИ ДУХОВНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ. 3.1. Миры во вселенной

3911(+1)·17/05/2012 · 0
Одно из наиболее частых наших представлений о взглядах древних на строение Вселенной — греческий "круг Ойкумены": земля в виде круглой плоскости покоится на трех китах, плавающих в океане; не­подвижный небосвод с нарисованными звездами... Подобные бессмыс­лицы, обычно встречающиеся в школьных учебниках, призваны дока­зать глупость древних и ошеломляющие успехи современной космоло­гии, астрономии и астрофизики. Однако истинная картина здесь скорее обратная. Не отрицая, конечно, большие успехи точных наук в иссле­дованиях Космоса, следует все же признать, что целый ряд концепций древнего мира, в том или ином виде сохранившихся в оккультных эзотерических знаниях о структуре и свойствах Вселенной, еще не включены в анализ современной наукой или даже далеки от такого рассмотрения. Они, в соответствии с гениальными высказываниями универсальных мыслителей всех времен и народов — Ф. Энгельса и В. И. Ленина, считаются "мистикой, чертовщиной, лженаукой". По­пробуем, однако, избегая предвзятости, рассмотреть некоторые клю­чевые положения эзотерических знаний древнего Востока на строение и основные свойства Космоса. Без этого анализа невозможно понять теорию соответствия макро- и микрокосма, на которой построены не только системы самосовершенствования (даосизм, буддизм и индий­ская йога), но и медицинские воззрения Востока — иглорефлексотерапия, система до-ин, шиацу и др.


Все древние эзотерические знания, которые в последнее время стали постепенно раскрываться для широких масс, представляют идеи множественности миров [22—24; 29; 61; 142; 150; 165]. Так, согласно одной эзотерической доктрине [8 ], все космическое пространство бес­предельно и вечно. Оно включает в себя два мира: вечный—духовный, которому присуще только настоящее, и временный — материаль­ный, для которого свойственны двойственность, страдания, рожде­ние, смерть и болезни; в нем существуют прошлое, настоящее и будущее. Духовный мир бесконечен и составляет 3/4 Космоса. Он "свернут" в ленту Мебиуса и имеет бесконечное число духовных планет. Там нет страданий, рождений и смертей. Каждую такую планету "курирует" какое-то высшее существо: есть планета Иису­са Христа, планета бога Кришны... Планеты духовного мира образу­ют систему "Вайкунтхи", откуда и "падают" живые существа в духовном теле "Я" в материальный мир.

Материальный мир — 1/4 от всего Космоса; все живые существа в нем имеют материальное тонкое тело, а на некоторых планетах еще и грубоматериальное физическое. Таких материализованных душ всего около 10% от числа живущих в духовном царстве. Душа "путешеству­ет" из одного тела в другое, из одной вселенной в другую, из одного вида жизни (уровня сознания) в другое. Всего 8 400 000 уровней созна­ния — от простейшего до человека. В человеческом теле можно иметь до 400 000 уровней — от аборигена (№ 1) до сверхцивилизованного существа (№ 400 000).

Каждая вселенная (а их бесконечное множество) имеет вид яйца, которому свойственно свое биополе, одно Солнце и одна Луна (в такой трактовке понятие "вселенная" близко к понятию "солнечная систе­ма" — Ю. К.). Далее, каждая вселенная имеет 14 планетных систем, или уровней, располагающиеся одна над другой по спирали. Высшая планетная система (№ 14) — так называемая " Брахма-лока", где са­мые лучшие условия материальной жизни, очень большая продолжи­тельность жизни (в сотни и тысячи лет). Наша планетная система (№ 7) находится посредине и называется "Мритья-лока". В нее попа­дают души, "отработавшие" на высших планетах свои заслуги, "поло­жительную Карму". В системе Мритью-локи все живые существа име­ют грубоматериальное физическое тело, и им свойственны соответст­вующие их Карме (судьбе, духовным накоплениям) страдания. На низших планетах (№ 6—1) живые существа тоже живут долго, но в тонком теле, которое находится в постоянных страданиях. При искус­ственной материализации можно видеть пришельцев иных цивилиза­ций. При этом представители светлых сил — в светлых комбинезонах, блестящих, серебряных одеждах; низшие силы всегда имеют черные или темные тона одежд.

Мритья-лока, далее, может быть представлена в виде квадрата. Один угол его — планеты типа "Земля", второй — очищающая планета

("Чистилище"), третий — "положительная планета" ("Рай"), четвер­тый — "отрицательная" ("Ад"). При попадании в "Рай" душе откры­вается путь на высшие планеты; если душа попала в "Ад", она затем перемещается на планеты низших уровней. Если человек был правед­ным, помнил Бога, то после смерти его душа подхватывается послан­никами светлых сил, если доминировали низкие и преступные помыр-лы — низших, адовых миров [8; 22 — 23].На нашей Земле, кроме проявленных материальных существ, существует еще параллельный мир (существующий в тонком плане). Населяющие его существа жи­вут в плазменном состоянии ("пятом измерении") [8 ]. Следует отметить, что идея параллельных миров уже не раз высказывалась и в научных кругах общественности.

Теория буддизма подразумевает существование иерархически ор­ганизованной системы миров, в которой каждая ступень мироздания включает в себя несколько уровней-миров. В обобщенном виде она может быть представлена схемой на 103 странице [142 ].

Таким образом, буддийская традиция насчитывает 31 уровень, сгруппированный в "три сосуда бытия" — Арупалоку, Рупалоку и Камалоку. Обычно эта схема графически изображается в виде ступны, острая крыша которой сходится вверху к некой точке "неописуемого" [см. также 14].

Сопоставляя эти буддийские воззрения с изложенными ранее тай­ными эзотерическими представлениями индийского происхождения, можно сделать вывод об их сходстве в общих чертах. Так, на наш взгляда буддийская система опирается в основном на энергетический аспект иерархии миров, тогда как первая предусматривает, по сути, оба аспекта: и структурный, и энергетический. Третий подход пред­ставляет нам древнеиудейская доктрина (см. ниже), классификация миров в которой основана на их близости по причинно-следственным рядам-отношениям.

Эти воззрения получили отражение и в памятниках древнеиндий­ской письменности. Так, в "Брахма-сутре" (5: 40) сообщается: "В миллионах и миллионах вселенных находятся бесчисленные планеты, каждая из которых имеет уникальную структуру и положение во все­ленной. Все эти планеты расположены в одном уголке брахмаджйоти (букв. "Сиянии Бога" — Ю. К.)"[23]. В "Махабхарате", в частности в "Араньякапарве", идея множественности миров также получила до­вольно широкое распространение: одна из основных сюжетных ли­ний — связь героев эпоса с иными мирами, включая даже пребывание на божественных уровнях. Индра (бог грома), Агни (бог огня), Шива и Кришна — все они и другие божественные личности принимают иногда непосредственное участие в ключевых для народа событиях истории. В книгах эпоса можно найти и описания таких божественных миров, которые сопряжены с теорией реинкарнации ("переселения душ") и законом Кармы и с тем, что мы сейчас называем НЛО.


АРУПАЛОКА

(4 уровня)
 

Неописуемое

Великая пустота

Бесконечность сознания

Бесконечность пространства
 

8-я ступень

7-я ступень

6-я ступень

5-я ступень
 


РУПАЛОКА

"мир имеющих форму"

16 уровней
 


Верховные брахмы

Ясновидящие брахмы

Прекрасные брахмы

Безмятежные брахмы

Процветающие брахмы

Брахма без восприятия

Брахма вознаграждения
 


4-я ступень (7 уровней)
 


Брахма с устойчивой аурой

Брахма с бесконечной аурой

Брахма с конечной аурой
 


3-я ступень (3 уровня)
 


Лучезарный брахма

Светящийся брахма

Блестящий брахма
 


2-я ступень (3 уровня)
 


Великий брахма

Брахмы-"министры"

Брахмы-"спутники"
 


1-я ступень (3 уровня)
 


КАМАЛОКА

"мир желаний"

11 уровней
 


Боги.восторгающиеся творениями дру­гих

Боги, восхищающиеся своими творе­ниями

Обитатели "неба Тушита", где нахо­дится грядущий будда Майтрейя

Обитатели "Ямы"-царства прекраще­ния страданий

33 божества царств Индры

4 бога-хранителя входа на небеса
 


6 уровней богов
 


ЛЮДИ
 



Асуры-полубоги

Голодные духи

Животные

Обитатели адов
 


4 уровня потерь и скорби
 


Учитывая возрастающий интерес к уфологии, приведем следую­щие описания [98:43: 2—38 и 44:8 ]: "...прибыла к нему {Арджуне — Ю.К }...дивноблещущая колесница. Словно рассекши облака, она за­лила сиянием все небо; грохот ее, подобный реву огромной тучи, запол­нил все {пространство в пределах} сторон света... Кто не закалился в подвижничестве, не сможет ни увидеть, ни коснуться этой великой, волшебной колесницы, ни тем более взойти на нее. И на ней... ликуя, вознесся ввысь премудрый потомок Куру. Двигаясь по пути, сокрытому от очей на земле обитающих смертных, он видел там тысячи диковин­ного образа небесных колесниц. Там не светили ни огонь, ни солнце, ни луна, но {все} сияло собственным {внутренним} светом, который обретается святостью. Те сияющие {тела}, которые отсюда наблюдаем мы в виде звезд и которые, хоть и огромны, из-за удаленности своей {кажутся} крошечными, как огоньки светильников, увидел Пандава во всей красе их, в ярком свечении, каждое в своем небесном доме, сияю-, щие собственным {внутренним} светом. Сотнями сонмов парили там {в воздухе} святые царственные мудрецы, сиддхи, герои, павшие на поле брани, и те, кто завоевал себе небо подвижничеством, {а также} тысячи гандхарвов, чей пыл духовный пламенел, как солнце, множе­ства гухмков, святых мудрецов и апсар. Видя {различные} миры, сияющие внутренним светом, исполнился изумления Пхальгуна... И, миновав миры, {уготованные для добродетельных} царей, лотосоокий наконец увидел столицу Шакры — Амаравати. Там он увидел движи­мые мыслью, летающие колесницы богов; тысячи их стояли и сотни тысяч разъезжали во всех направлениях." [98:43:2—38 ]. "Те высшие сверкающие миры, дарующие что ни пожелаешь, источают собствен­ный блеск, и нет там страданий... Таких миров тридцать три, в осталь­ные миры попадают премудрые благодаря высочайшим обетам или дарам, принесенным как должно." [98: 44: 8 ]. Число упоминаемых в "Араньякапарве" миров соответствует традиционному числу богов, подразделяемых на 3 разряда соответственно трем сферам мирозда­ния — земле, атмосфере и небу [29]. Наличие во Вселенной миров, сияющих "внутренним светом", отмечает и А. Гхош [см. 127; Прило­жение 2]. О них говорил также и апостол Иоанн в Апокалипсисе, упоминая также невиданных животных, "исполненных очей", и это — не бред или галлюцинации.

В книге "Роза о тринадцати лепестках" Адин Штайнзальц подроб­но излагает древнеиудейские воззрения о строении Космоса [ 165 ]. Эти концепции подразумевают существование серии миров, которые как бы встроены один в другой (наподобие матрешек). Мир считается "выс­шим", если он расположен ближе к Первопричине, чем другой мир, в цепочке причинно-следственных связей. Мир "низший" — это мир вторичный по отношению к тому, что считается высшим. Древнееврей­ская традиция подразумевает следующие подразделения, называемые, по нисходящей, — "мир излучения", "мир творения", "мир созида­ния" и "мир действия". Наш мир, в котором живут люди,— это мир действия, а ближайший высший по отношению к нашему, — мир сози­дания. Три основные фактора — "мир", "год" и "душа" — соответст­вуют, в современном варианте, понятиям "пространство", "время" и "индивидуальность".

Каждый мир отличается от остальных способом проявления в нем этих трех факторов. В более высоких мирах то, что является аналогом пространства в мире физического действия, называется "дворцом". "Дворец" — некая структура, в пределах которой различные формы и сущности преобразуются и сообщаются между собой. Эти структуры можно сравнить с замкнутыми в себе системами, которые математики называют "группами" и "полями". Такие системы могут быть запол­ненными до предела, но могут быть и сравнительно малонаселенными или вообще пустыми. Время тоже имеет свои аналоги в других мирах. "Год" как абстрактное понятие представляет собой процесс измене­ния, т. е. переход от одного состояния в другое, из одной формы в другую. При переходе к более высоким мирам аналоги пространства и времени становятся все менее дискретными, и ясная очерченность тех или иных структур уступает место некоторой аморфности, нечеткости образов. Вот почему все аналитические свойства высших миров на языке формально-логического аппарата не могут быть четкими и однозначны­ми. Таким образом, понятие "мистика" (от английского mist — "туман, неясность") возникло не случайно, и иного содержания передавать просто не может. Далее, продолжает А. Штайнзальц [165 ], то, что мы называем "душа", выделяется и в этом и в иных мирах благодаря своему самопоз­нанию и знаниям об этом мире. Кроме четырех названных основных миров, существуют и более низкие миры, соответствующие областям зла (с их носителями — "черными ангелами") или адовым пространствам. Мир людей занимает как бы промежуточное положение между мирами света и тьмы, поскольку существуют действия, хотя и не греховные, не связанные со сферами зла, но и не несущие добра одновременно. Одна­ко в большинстве случаев помыслы людей отражаются как в более высоких мирах, за счет формирующихся в людских молитвах ангелов света и добра, так и в низших — вследствие злых и корыстных побуж­дений, дающих начало ангелам тьмы.

Таким образом, система миров, согласно древнееврейской тради­ции, представляет собой систему разных измерений бытия, и человек, совмещающий в себе признаки-качества нескольких миров, в зависи­мости от своего духовного уровня, тем не менее весьма ограничен в возможностях своих ощущений. Ряд библейских пророков, однако, видели не только отдельных ангелов, но и Божественный "Престол славы" — область мира творения. Земля находится у подножия этого престола, на который Бог, образно говоря, опирается своими Стопами (ср. с "четырехчастной стопой Брахмана" древних индусов — Ю. К.).

Чем дальше от мира излучения находится данный мир, чем он "ниже", тем меньше возможности проявления Божественного света; чем выше мир — тем более он к нему восприимчив, тем больше подчи­няются воле Бога существа, его населяющие. Низшие миры — в сфере "клипы" — также имеют "дворцы", в которых существуют свои иерар­хические системы зла, одна под другой. Их населяют ангелы-губители, или ангелы разрушения ("демоны"). Они поддерживаются и питаются нечистыми мыслями, греховными поступками, импульсами зла, про­диктованными ненавистью, злобой и страхом.

В реальности существования иных миров убеждают три обстоя­тельства:

1. повторяемость видений через порой значительные отрезки време­ни у ращых по национальности и вероисповеданию людей, причем зачас­тую они не могли эти сведения почерпнуть из книг в силу своей малогра­мотности или иных обстоятельств, например апостол Иоанн; с позиций современной науки такие события статистически достоверны;

2. отсутствие реальных объектов в "этом мире", которые могли бы стать материалом для галлюцинаций подобного рода; например, целая совокупность новых признаков "невиданных зверей";

3. наличие как бы переходных ступеней в детальности описаний такого рода видений "иного мира", как правило сопряженное со сте­пенью духовного развития индивида.

Когда ищут преступника, показания очевидцев являются не толь­ко материалом для поисков, но и считаются достоверными в суде. Когда же речь идет об иных мирах, плоскостях или уровнях бытия, то сходные свидетельства разных лиц горе-интеллектуалы принимают за сходное сумасшествие или сходные галлюцинации и ищут основу их там, где никак ее не найти. Вообще вопрос о психопатологии сейчас является одним из актуальных, и много нелепых догматов здесь еще предстоит изжить.

поместить ссылку в

комментарии

добавить комментарий

комментарии в социальных сетях


Опрос
Правильное питание - один из основных принципов Йоги. Йоги считают правильным вегетарианство. А какую систему питания предпочитаете Вы?
согласен с йогами: лакто-вегетарианство
веганство
раздельное питание
макробиотика
сыроедение
ем, что попало

 

Темы

Популярные

Общение

Стиль жизни
Весеннее настроение: оригинальные подарки к 8 Марта
Наступил 2015-ый! Всем счастья, мира и любви!!!
Йога работает. 3-дневная программа с йога-ачарьей Свами Шивадасанандой
Как работает йога?

 





Темы

Библиотека

Галерея

Форум

Школа

Шивананда Йога

Учителя Шивананда Йоги

Ашрамы и центры

Аюрведа

Васту

Ведическая астрология

 3.0a  © Школа йоги 2016 — +7 (925) 893-15-70

Школа
классической йоги

в традиции Свами Шивананды

Записаться на занятия
Как начать
Цены
Как нас найти
Классы
Курсы
Семинары
Контакты
 

 

+7 (925) 893-15-70
 

Свами ШИВАНАНДА (1887-1963)

 
Свами ВИШНУ ДЕВАНАНДА
(1927-1993)
 
Новости школы йоги
· Занятия продолжаются
 Ждем всех желающих на занятия по четвергам. Начало в 19.15. /.../

· Курс йоги для начинающих
Следующий курс для начинающих в воскресенье 19-ого апреля. Начало занятий в 11.00. /.../

· Следующий курс для начинающих с 11 апреля 2015 года
 У вас еще есть шанс до начала летних каникул начать заниматься йогой!Следующий курс йоги для начинающих начнется в зале на Соколе с 11 апреля. Он будет проходить по субботам и воскресеньям. Всего 4 занятия. Потом можно продолжить практику в основном классе. /.../

· Курс для начинающих с 28 марта 2015 года
Хотите помолодеть на пару лет за 1 месяц? Сбросить несколько лишних килограммов, накопленных за зиму? Приходите на йогу!С 28 марта по субботам и воскресеньям курс йоги для начинающих!Ждем Вас в центре на Соколе. /.../

· Новый зал на Соколе
Наконец-то нам есть, чем порадовать тех, кто хотел бы заниматься йогой на Соколе. Теперь занятия в новом зале по адресу ул. Новопесчаная, д. 23, корп. 1 Ждем вас, как всегда, по четвергам к 19.00. /.../

· Йога на Соколе, йога на Полежаевской
 С 23-его октября занятия в районе Сокол-Полежаевская будут проводится во новому адресу. Обращаем Ваше внимание, что мест мало, записывайтесь заранее. /.../

· Йога-каникулы в Литве
Посещать йога-классы 1-2 раза в неделю в городе - это хорошо. Но ничего нет лучше погрузиться в йогу целиком. /.../

· 30 января - открытый урок!
 Ждем начинающих в зале на Соколе! В четверг 30 января, начало в 19.00. Приходите попробовать! Занятие бесплатное!Не забудьте записаться. /.../

· Открытый урок по йоге 14 ноября в зале на Соколе
Приглашаем всех желающих на бесплатное ознакомительное занятие в зал на Соколе 14 ноября в 19.00. /.../

· Открытый урок по йоге 26 сентября в зале на Соколе
Если вы хотите начать заниматься йогой, то наше предложение именно для вас! Йога-класс в зале на Соколе в четверг 26-ого сентября с 19.00 до 21.00 может посетить любой желающий БЕСПЛАТНО! Возьмите спортивную одежду и не ешьте за 2 часа до занятия. Еще вам понадобятся тапочки, чтобы пройти в раздевалку. А занимаются йогой босиком (или можно одеть носки). Вы можете воспользоваться нашим ковриком или принести свой. /.../