Войти | Стать участником
йога. гармония. мир
   Темы   Библиотека   Галерея   Форум   Школа

4.3. Ступени духовного развития человека и общества

2543·05/12/2012 · 0
Сразу следует сказать, что объем известной социально-психологи­ческой литературы по этим вопросам огромен, и мы не будем его рас­сматривать. С другой стороны, ступени развития религиозного созна­ния, например, в буддизме уже достаточно подробно излагались в первой главе. Здесь мы приведем только некоторые концепции, кото­рые все больше привлекают современных исследователей. Много важ­ных и нестандартных подходов к исследованию духовного развития человека выдвинул в начале XX века П. Д. Успенский. Основываясь на теории йоги, суфизма, древнегреческих и египетских мистериях, он считал, что психология — это прежде всего изучение принципов, зако­нов и фактов возможной эволюции человека. Первый вопрос здесь — что означает эволюция человека, второй — существуют ли особые условия, необходимые для нее. П. Д. Успенский указывал [см. 151], что сознание имеет вполне отчетливые степени, или скорее — призна­ки, которые можно видеть и наблюдать в себе: 1) длительность времени владения человеком сознанием; 2) частота появления реальности осознавания себя человеком; 3) протяженность и глубина того, что человек сознавал. В целом человеку свойственны 4 основных состояния созна­ния, близкие к тем, что подразумевает теория йоги: сон, бодрствова­ние, самосознание и объективное сознание. Самоизучение человека должно начинаться с 4-х функций: мышления, чувства, инстинктив­ных и двигательных функций; сексуальная функция, будучи обуслов­лена ими, должна изучаться позднее. Все эти этапы достаточно хорошо могут быть прослежены в ходе человеческой жизни соответственно его возрастным этапам и свойственным им особенностям.


Развитие социальных установок, моральных ценностей и интел­лектуальных возможностей в течение периода человеческой жизни исследованы достаточно подробно, например, в работах выдающего­ся советского исследователя И. С. Кона. Особо интересным объектом здесь выступает переходный период от детства к зрелости. В разви­тии морального сознания личности при этом можно выделить, хотя и с некоторой долей условности, ряд этапов и закономерностей. Так, например, Л. Колберг [см. 76 ] выделяет 8 этапов, представляющих собой стадии морального развития личности:

· стадия 0: хорошо то, чего я хочу и что мне нравится;

· стадия 1: послушание из страха наказания;

· стадия 2: инструментальный релятивизм, гедонизм, обмен ус­лугами;

· стадия 3: ориентация на мнение других, конформизм;

· стадия 4: ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка;

· стадия 5А: утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора;

· стадия 5Б: ориентация на высший закон и собственную совесть;

· стадия 6: ориентация на универсальный этический принцип.

Известны некоторые "дилеммы" типа: муж хочет купить в аптеке лекарство для умирающей жены, но аптекарь требует слишком много; его просят снизить цену, чтобы спасти человека, или дать лекарство в долг, но аптекарь, отказывается это сделать; тогда муж взламывает ночью аптеку и крадет лекарство; имеет ли он право это сделать?

Эти данные мы приводим по двум причинам. Первая состоит в том, чтобы показать, как аналогичные вопросы ставятся в древнеиндийских источниках, прежде всего в "Махабхарате". Вторая причина, которую также можно было бы поместить в резюме, направлена на то, чтобы продемонстрировать непротиворечивость восточных и западных пониманий моральных ценностей.

В начале "Бхагавад-Гиты" приводится рассказ о том, как царь пандавов Арджуна долгое время терзался сомнениями о целесообраз ности битвы с родственными им кауравами: ведь радость от даже бли­стательной победы будет неизбежно омрачена горем родных, оплаки­вающих погибших в сражении. Он обращается к богу Кришне, чтобы тот помог ему решить этот вопрос с позиций высших нравственных ценностей. Кришна советует ему сражаться, т. к. долг воина (т. е. дхарма кшатрия) — превыше всего, а один из доводов Кришны—ссыл­ка на теорию перевоплощений (реинкарнации), которую на западе также называют "переселением душ". Мы не будем вдаваться здесь в разные тонкости ведической морали, столь же реальной и обоснован­ной, как мораль христианская.

Последователи буддийского учения Лотосовой сутры ("Саддхарма-пундарика-сутра") в Японии выделяют 10 уровней психического состоя­ния человеческого сознания, которые соответствуют мирам-уровням в буддийской космологии: 1) ад; 2) преты ("голодные духи"); 3) животные; 4) демоны; 5) люди; 6) боги ибрахмы; 7) шраваки; 8) архаты; 9) бодхи-саттвы; 10) будды. При этом считайся, что высшая цель познания, веду­щая вверх по цепочке перерождений, состоит в овладении психофизи­ческими способностями [78 ]. В разделах 2.1—2.2 мы уже говорили о принятой в теории йоги концепции состояний умственной субстанции (Читгы). Эти состояния реализуются в жизни, и поскольку они харак­теризуются гуиами (качествами раджас, тамас и саттва), то подчиня­ются всем правилам "вращения гун": если доминирует тамас (инерт­ность, лень, вялость) — побеждены качества раджаса и саттвы; если ясность, чистота, свежесть и гибкость преобладают, то тамас и раджас-гуны побеждены и т. д. Эти воззрения описываются в "Бхагавад-Гите" [см. 22; 95].

Эти представления дополняются учением о Карме, без знания которою невозможно понять ни того, «то поведал бог Кришна отчаяв­шемуся Арджуне в "Бхагавад-Гите", ни того, что мы знаем о "пересе­лении душ". Под Кармой — одной из самых важных философских категорий восточных систем — в широком плане понимается непре­рывная цепь причин и следствий. Каждое действие во Вселенной — результат предшествующей причины и одновременно причина по­следующего действия. Применительно к каждому без исключения человеку под Кармой понимается совокупность его деятельности, формирующая в итоге его "кармическое", или "каузальное" тело, и отражающаяся в нем. Каждый час, секунду и мгновение человек творит свою карму. Все, что человек представляет собой в настоя­щем и каким он будет в будущем, все это — последствия его про­шлых действий [152; 35; 126 и др.]. Эта концепция — один из основных аспектов сходства буддизма с индуизмом, мусульманст вом и христианством (хотя для последних характерна в целом более упрощенная схема).

Ткань человеческой судьбы, тонкоматериальная субстанция всех последующих состояний человека, вырабатывается им самим, и его будущее определяется законом справедливости, общим и универсаль­ным во всей Вселенной. Карму создают три вида сил: мысли; страсти и желания; поступки [64 ]. Каждая мысль прибавляет новый элемент в создаваемой карме, и ни одна из мыслей не пропадает. Повторяющиеся мысли переходят в наклонности, волевые импульсы — в деятельность, всевозможные испытания дают мудрость, а страдания души претворя­ются в ее совесть. Человек ввиду действия кармического закона уст­ремляется в своем новом воплощении в ту среду, которая соответствует его наклонностям, подходит для той ступени развития, которая им уже достигнута. Мысль одного человека передается другому, третьему и т. д., в результате чего завязываются нити, которые поведут людей к добру или злу, определят наших будущих родных, друзей и недругов. Все мысли, действуя на нас самих, создают в итоге наш нравственный и умственный характер, ´и это — непреложный закон. Желания — внутренние влечения человека к тем или иным предметам; они притя­гивают его именно в ту среду, где они могут быть удовлетворены. Желания людей действуют на окружающих, как и мысли. Существуют такие внутренние состояния, когда чаши весов, колеблющиеся между добром и злом, находятся в таком неустойчивом состоянии, что одно лишнее побуждение, одна лишняя вибрация из области психического мира (в том числе — от другого человека) изменят это шаткое равно­весие, и человек может совершить преступление только потому, что он неустойчив в морально-нравственных убеждениях. Третий вид сил, создающих карму, связан с первыми двумя; это — наши поступки. Поступки, в свою очередь, влияют на возникновение новых мыслей и желаний. Физические привычки, однако, не переживают одного воп­лощения и уничтожаются со смертью физического тела. Если в про­шлом мы были источниками страдания для других людей, в будущем мы испытаем не меньшие страдания и, наоборот, в новом и даже в настоящем воплощении кармический "лицевой счет" обязательно от­платит нам добром.

Помимо собственно кармической деятельности, обусловленной нашим прошлым и достигнутым уровнем духовности, выделяют также два других рода поступков — Акарму и Викарму. Действия, освобож­дающие от круговорота рождений и смертей, называются Акармой. Наоборот, злоупотребления собственной свободой, низкие дела, гре­ховные поступки и преступления — это Викарма [24]. При таком подходе Карма — это деятельность, совершаемая в пределах той обще­ственной группы или класса, к которым принадлежит человек; это — Дхарма, т. е. круг общественных обязанностей индивидуума. Совер­шенное выполнение Дхармы, поступки в соответствии с богооткровенными Писаниями, ведут к Акарме, как и практика йоги. Стремление к власти, жадность, корысть, нанесение ущерба живым существам усу­губляют кармический груз; это — Викарма.

Ступени развития самого сознания людей тесно связаны с карми-ческим законом и могут быть охарактеризованы следующим образом [64 ]. Первый, низший уровень—физическое или животное сознание. Находясь на этом уровне, человек не испытывает потребности в само­познании и не способен к нему. В этом положении, к сожалению, находятся еще многие люди. Вторая стадия, к которой принадлежит большинство населения Земли, — ментальное сознание, или интел­лектуальный уровень. На этой стадии человек способен познавать се­бя, Вселенную, однако за познание, как правило, платит определен­ную цену в виде душевных страданий. "Во многой мудрости много печали," — этот афоризм, на наш взгляд, связан именно с таким уров­нем духовного развития. Когда человек достигает границ интеллекту­ального сознания, он все чаще спрашивает себя о своем истинном происхождении, цели жизни, ищет высший смысл своего существова­ния. Третий уровень или этап развития сознания человека — первый шаг к космическому сознанию; здесь он достигает осознания "Я", что выше просто стремления к самопознанию. Его "Я" знает о своей реаль­ности, причастности к Абсолюту, неуничтожимости и бессмертии. "Я-есть" — вот девиз этой стадии. Четвертая стадия — высшая в шкале, приводимой Ю. М. Ивановым [64 ], — есть космическое сознание, при котором осознается единство всего живого, понимание единой жизни, наполняющей собой Вселенную. Любовь к людям и всему миру — главное свойство этой стадии. Аналогичные подразделения можно най­ти и в книгах Рамачараки: уровень физического ума, сменяющегося интеллектуальным, вытесняется на задний план растущим духовным умом, который, в свою очередь, ведет к космическому сознанию [67; 68].

Очень важно знать, что между первой и второй ступенями духов­ного роста существует как бы переходный период. Он возникает, когда человек уже критически смотрит на свой прежний уровень развития, но в силу объективных причин еще не достиг следующей ступени духовного прогресса. В такой переходный период человек испытывает множество сомнений и разочарований; он уже не может жить старыми представлениями, но отсутствие твердости и незакрепленность успеха могут принести ему тяготы и разочарования. Систематическая прак­тика медитации и чтение духовных книг, а также физические упраж­нения Хатха-йоги позволят ему вскоре прийти к следующим, более высоким стадиям духовности. Если же занимающийся отдастся разоча­рованиям, прекратит стремиться к прогрессу, то этот переходный пе­риод и возврат якобы к старым посылкам может занять у него значи­тельно большее время — годы и даже десятилетия.

В работе "Семь великих тайн Космоса" С. В. Стульгинскас — ученик Н. К. Рериха [146 ] — подробно освещает эволюцию космиче­ских ступеней жизни. Наша планета, как и многие другие, состоит из трех миров (см. выше) — Плотного (физического), Тонкого (мира эмоций, чувств и желаний) и Огненного (мира мыслей). Человек про­ходит свою человеческую эволюцию путем многочисленных перевоп­лощений в Плотном мире, только в промежутках пребывая также в Тонком и Огненном мирах, начиная от животного сознания в начале пути до божественного в его конце. Считается, что все жизни, кото­рые теперь составляют человечество, проходили свою дочеловеческую жизнь, т. е. животную ступень, на другой планете — Луне. При следующем скачке люди перейдут на божественную ступень, живо­тные — на человеческую, а растения — на животную и т. д. Венера опережает Землю на одну ступень (!?); с нее на помощь людям пришли Ману, Будда и другие Великие Вожди духовной эволюции. С. В. Стульгинскас выделяет следующие ступени, или духовные касты:

1. дикари (не в этнографическом, а в моральном плане!);

2. заурядные, ограниченные люди (эти две ступени вместе состав­ляют 9/10 всего человечества; они много раз перевоплощаются в той же касте);

3. культурные люди, стремящиеся к высоким целям, осознающие единство человечества, альтруисты; они перевоплощаются 2—3 раза с интервалами в несколько столетий—тысячелетий;

4. ученики Учителей Мудрости, сознательно творящие свое буду­щее; они добровольно отказываются от долгого блаженства в мире Огненном, чтобы ускорить эволюцию, и сознательно идут на новое перевоплощение (Махатмы);

5. Учителя, душа которых едина с Богом; они воплощаются только по своему желанию, для блага эволюции, причем сами выбирают усло­вия новой жизни.

В учении Г. Гюрджиева [45; 100 ] эволюция человека определяется как высвобождение из-под власти Луны и обратное восхождение в направлении Абсолюта, противоположном лучу творения. Эволюция человечества направлена против природы, и природа борется с ней, отчего эта эволюция столь сложна. В общем балансе космических сил эволюция отдельных людей не имеет, согласно Гюрджиеву, столь боль­шого значения, и поодиночке освобождения вполне могут достичь от­дельные личности. Важно в связи с этим заметить, что и Три Ауробин-до [42] отмечал тормозящую духовную эволюцию силу Свабхавы (т.е. принципа самостановления природы; присущего самому себе принци­па бытия). Другой вывод Гхоша, согласующийся во внешних призна­ках с положениями Гюрджиева, — невозможность в ближайшее время планетарного перехода человечества к божественным уровням созна­ния [127 ]. К этим аспектам мы вернемся ниже.

С другой стороны, Адин Штайнзальц [165], напротив, говорит о том времени, когда адовые области и низшие миры опустеют, а боль­шая часть населения Земли перейдет в область проявления и сольется с высшими мирами — созидания, творения и излучения (если рассмат­ривать последние по восходящей). Так же оптимистично смотрел в будущее человечества и К. Э. Циолковский, предполагая, скорее всего чисто интуитивно, возникновение "лучистого человечества", т. е. пе­реход человечества в тонкоматериальную форму существования в бо­лее высоких мирах [см. 161 ].

Один из основных разделов теории Шри Ауробиндо Гхоша — учение о сверхсознании. Шри Ауробиндо различает четыре основ­ных уровня—состояния сознания [81; 82; 93 ]: обычный разум, про­светленный разум, интуитивный разум и сверхразум. Обычный ра­зум связан главным образом со стереотипами поведения; его основ­ное свойство — беспрерывное блуждание от одного объекта к друго­му, третьему и т. д. Именно он приносит стрессы, неврозы и разного рода расстройства. Бели человек мысленно попробует подняться, то он сможет увидеть себя со стороны, а также понять сущность многих явлений, которые оставались ранее для него непостижимыми. Это со­стояние соответствует второй ступени. Такой уровень в основном свой­ствен научным работникам и людям искусства; он частично связан с приоткрыванием "третьего глаза" (т. е. функционированием Аджна-чакры), который обычно скрыт из-за беспрерывной работы формаль­но-логического интеллекта.

Развитие интуитивного разума, почти целиком связанного с дей­ствием "третьего глаза" и других каналов интуитивного познания, позволяет выйти к получению отдельных информационных потоков или полей Космоса. Многие высшие философско-религиозные истины познаются на этом уровне, становится ясным и смысл священных Пи саний. Когда такой выход сознания в Космос и процесс единения с ним закрепляются, человек достигает ступени сверхсознания. На этой сту­пени для него нет таких тайн, которых он бы не смог познать; ему становится доступной полная духовная свобода, и человек наделяется гениальными способностями; он становится титаном мысли и духа, мощным духовным генератором для большой части человечества [93; 127 ]. К таким гениям человечества причисляют Раму, Кришну, Орфея, Гермеса Тримегиста, Пифагора, Будду, а также — Рамак-ришну и Вивекананду, Шри Ауробиндо и семью Реряхов.

Однако многие Махатмы Тибета, будучи неизвестными большим массам населения, совершают огромную титаническую работу на благо человечества в тонком мире Космоса [121; 135]. Духовная эволюция населения Земли — такая же реальность, как и эволюция растений и животных. Об этом писал еще Рабиндранат Тагор в книге "Творчество жизни (Садхана)" [148 ]. Примечательно, что и специальные исследо­вания показали, что мышление и картина мира средневекового чело­века весьма существенно отличались от наших [39 ]. Поэтому есть все основания предполагать, что характер мышления большой части насе­ления существенно изменится даже в ближайшие десятилетия, прежде всего — благодаря распространению сейчас эзотерических знаний. Од­нако процесс духовной трансформации человечества в целом, произ­водимый в осознанном направлении, требует соответствующих усилий сотен тысяч и даже миллионов людей. Хотя этот процесс идет непре­рывно, и "не пропадает начинанье", для истинных преобразований ноосферы необходимы прежде всего собственные усилия людей.

Так или иначе, автор считает, что процесс духовной эволюции человечества продолжается, и он непрерывен. Частные, незначитель­ные количественные изменения уже давали в истории и будут в даль­нейшем приводить к качественным массовым трансформациям обще­ственного сознания; хотя, как показывает эволюция органического мира, нет общего прогресса без каких-либо моментов частного регрес­са, и переход к более высоким уровням в целом неизбежен. Современ­ная нам эпоха характеризуется своими особенностями духовного пла­на бытия, объективными и субъективными. Известны указания Б. И. и Н. К. Рерих [см. 116—121 ] о том, что в Космосе сейчас происходят небезопасные для человечества изменения, которые могут и будут приводить к появлению новых, ранее неизвестных заболеваний. Эти изменения сопровождаются выходом человечества на общепланетарный уровень преобразования среды, прежде всего в экологическом плане. Глобального уровня достигло не только экологическое загряз­нение, но и духовное: изменяются свойства тонких полей вокруг око лоземной орбиты (их конфигурация и цветовой спектр). Эти психоген­ные факторы дополняют и усиливают изменения качеств космической природы — информационно-энергетических полей и потоков, идущих к нам и через нас из Беспредельности, "ветров" элементарных частиц и т. д. Все эти факторы, влияя на сознание и физическое самочувствие людей на Земле, обусловливают разного рода процессы трансформа­ции их духовных свойств. И действительно, эффекты здесь могут быть самыми неожиданными. Древние предсказания и предвидения некото­рых современных экстрасенсов [напр., 143 ] пророчат нам экологиче­ские катастрофы, разного рода катаклизмы и реализацию эсхатологи­ческих пророчеств Библии, причем современная наука пока не может доказать их несостоятельность. Однако параллельно с развитием неко­торых процессов, которые для общества в целом можно оценить как патологические, существует множество других факторов. Прежде все­го, это — способность человека к познанию, позволяющая в итоге выйти на качественно иные уровни приспособления к свойствам среды, несравнимые с животными или растительными организмами. Развитие ноосферы всегда сопровождается эволюцией регуляторных механиз­мов разных по уровню систем, которые они контролируют, и механиз­му своего действия [102 ]. Поэтому важное значение здесь имеет пси­хическая регуляция поведения, поступков и мыслей людей. Человек с развитым духовным сознанием не сможет загрязнять среду, отда­вать приказ о сливе заводских отходов в реку или озеро; будучи верующим, он не станет присваивать себе государственные миллио­ны и строить дачи, оцениваемые в сотни тысяч рублей. Развитие системы регуляции общественных отношений сделает невозможным проявление таких уродливых явлений, разрушит системы тотали­тарного бюрократизма и вседозволенности. Важная роль здесь при­надлежала и принадлежит философско-религиозным движениям. Мир сейчас переживает бурную эпоху переоценки различных рели­гиозных ценностей. В целом процесс смены одной религиозной системы другими объективен и закономерен. Так, древнегреческий пантеон богов Олимпа был вытеснен христианством. Теперь и христианское сознание начинает во многих странах ощущать давление, "конкурен­цию" со стороны других течений, прежде всего — восточных (дзэн-буддизм, общество сознания Кришны и др.) Наконец, в самих христи­анских странах распространение трансцендентальной медитации, кур­сов аутотренинга берет на себя ряд функций, которые ранее принадле­жали исключительно церкви. А. В. Мартынов [93 ] пишет о том, что эра Христа сменяется эрой космического сознания. М. Нострадамус [108 ] прямо указывал, что последняя христианская литургия состоится в 2125 г.; однако дух учения Христа воскреснет в новых временах и примет иные обрядовые формы. Е. П. Блаватская [18: с. 159 ] писала: "Как дерево, ветви которого, разрастаясь под переменчивым ветром во все стороны, принимая самые неправильные, безобразные, изогнутые формы, все же выросло из одного родного ствола; так же и в вопросе разных религий: все они пустили корни из одного семени — Истины. И это понятно: Истина одна.". На единство высших религиозных истин и внутреннюю непротиворечивость всех религиозных учений (буддиз­ма, мусульманства, христианства и др.) указывали выдающиеся дея­тели Индии — Рамакришна (1836—1886 гг.) и один из его учеников — Свами Вивекананда (1863—1902 гг.). В плане морально-нравственных ценностей сейчас создаются реальные условия для становления и за­крепления общемировой глобальной этики, об идее которой писал еще академик В. И. Вернадский [25]. Мир переходит в новую фазу — транскультурного человечества, и это — только начальные ступени предстоящего в будущем великого объединения народов, о котором писали Е. И. и Н. К. Рерих.

поместить ссылку в

комментарии

добавить комментарий

комментарии в социальных сетях


Опрос
Правильное питание - один из основных принципов Йоги. Йоги считают правильным вегетарианство. А какую систему питания предпочитаете Вы?
согласен с йогами: лакто-вегетарианство
веганство
раздельное питание
макробиотика
сыроедение
ем, что попало

 

Темы

Популярные

Общение

Стиль жизни
Весеннее настроение: оригинальные подарки к 8 Марта
Наступил 2015-ый! Всем счастья, мира и любви!!!
Йога работает. 3-дневная программа с йога-ачарьей Свами Шивадасанандой
Как работает йога?

 





Темы

Библиотека

Галерея

Форум

Школа

Шивананда Йога

Учителя Шивананда Йоги

Ашрамы и центры

Аюрведа

Васту

Ведическая астрология

 3.0a  © Школа йоги 2016 — +7 (925) 893-15-70

Школа
классической йоги

в традиции Свами Шивананды

Записаться на занятия
Как начать
Цены
Как нас найти
Классы
Курсы
Семинары
Контакты
 

 

+7 (925) 893-15-70
 

Свами ШИВАНАНДА (1887-1963)

 
Свами ВИШНУ ДЕВАНАНДА
(1927-1993)
 
Новости школы йоги
· Занятия продолжаются
 Ждем всех желающих на занятия по четвергам. Начало в 19.15. /.../

· Курс йоги для начинающих
Следующий курс для начинающих в воскресенье 19-ого апреля. Начало занятий в 11.00. /.../

· Следующий курс для начинающих с 11 апреля 2015 года
 У вас еще есть шанс до начала летних каникул начать заниматься йогой!Следующий курс йоги для начинающих начнется в зале на Соколе с 11 апреля. Он будет проходить по субботам и воскресеньям. Всего 4 занятия. Потом можно продолжить практику в основном классе. /.../

· Курс для начинающих с 28 марта 2015 года
Хотите помолодеть на пару лет за 1 месяц? Сбросить несколько лишних килограммов, накопленных за зиму? Приходите на йогу!С 28 марта по субботам и воскресеньям курс йоги для начинающих!Ждем Вас в центре на Соколе. /.../

· Новый зал на Соколе
Наконец-то нам есть, чем порадовать тех, кто хотел бы заниматься йогой на Соколе. Теперь занятия в новом зале по адресу ул. Новопесчаная, д. 23, корп. 1 Ждем вас, как всегда, по четвергам к 19.00. /.../

· Йога на Соколе, йога на Полежаевской
 С 23-его октября занятия в районе Сокол-Полежаевская будут проводится во новому адресу. Обращаем Ваше внимание, что мест мало, записывайтесь заранее. /.../

· Йога-каникулы в Литве
Посещать йога-классы 1-2 раза в неделю в городе - это хорошо. Но ничего нет лучше погрузиться в йогу целиком. /.../

· 30 января - открытый урок!
 Ждем начинающих в зале на Соколе! В четверг 30 января, начало в 19.00. Приходите попробовать! Занятие бесплатное!Не забудьте записаться. /.../

· Открытый урок по йоге 14 ноября в зале на Соколе
Приглашаем всех желающих на бесплатное ознакомительное занятие в зал на Соколе 14 ноября в 19.00. /.../

· Открытый урок по йоге 26 сентября в зале на Соколе
Если вы хотите начать заниматься йогой, то наше предложение именно для вас! Йога-класс в зале на Соколе в четверг 26-ого сентября с 19.00 до 21.00 может посетить любой желающий БЕСПЛАТНО! Возьмите спортивную одежду и не ешьте за 2 часа до занятия. Еще вам понадобятся тапочки, чтобы пройти в раздевалку. А занимаются йогой босиком (или можно одеть носки). Вы можете воспользоваться нашим ковриком или принести свой. /.../