Войти | Стать участником
йога. гармония. мир
   Темы   Библиотека   Галерея   Форум   Школа

УСЛОЖНЕННЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

В йоге используется восемь видов дыхательных упражнений: удджайи, сурья бхеда, бхастрика, ситали, ситхкари, бхрамари, мурча и плавини. Первые три из них очень важны для изучающих йогу.
 

УДДЖАИ ПРАНАЯМА

"Закройте рот и вдыхайте через ноздри до тех пор, пока не заполнится с шумом пространство от гортани до сердца (от нижнего до верхнего дыхания) с БАНДХАМИ и выходите через ИДУ (левую ноздрю). Это удалит слизь из гортани и увеличит пищеварительные способности. Это называется УДДЖАИ" (Хатха Йога прадипика", гл. 11,51 и 52).

Эта цитата из "Хатха Йога прадипика" описывает сущность УДДЖАИ пранаямы.

Выполнение УДДЖАИ.

Ссесть, в любую позу для медитации. Закрыть рот и вдыхать медленно, спокойно и равномерно через обе ноздри. Во время вдоха сжать частично голосовую щель, чтобы производить завывающий звук низкого, но приятного и равномерного тона. В конце вдоха сделать МУЛА БАНДХУ (сжатие заднего прохода), задержать дыхание и сделать ДЖАЛАНДХАРУ БАНДХУ, вдавив подбородок в грудь. Все время, на которое вы можете задержать дыхание, вы должны держать обе БАНДХИ. Перед выдохом отпустите бандхи, держите голову и шею прямо и выдыхайте через левую ноздрю, закрыв правую ноздрю большим пальцем. Это один полный цикл. В УДДЖАИ вдох всегда через обе ноздри, а выдох — только через левую.

В начале вы можете выполнять пять циклов УДДЖАИ, постепенно увеличивая до двадцати циклов. Если вы хотите практиковать только УДДЖАИ ПРАНАЯМУ, то вы можете делать до сорока циклов без перерыва под руководством учителя.

УДДЖАИ пранаяма удаляет слизь из гортани. Тот, кто регулярно выполняет ее, никогда не узнает таких заболеваний, как нервозность, расстройства пищеварения, дизентерия, расширение селезенки, туберкулез легких, кашель. Делайте УДДЖАИ, чтобы уничтожить распад и смерть.

 

СУРЬЯ БХЕДА пранаяма

СУРЬЯ БХЕДА является следующим упражнением, которое дается ученикам для увеличения тепла тела. Практикуя сурья бхеду, изучающий йогу излечивает легочные, сердечные и отечные заболевания. Выполнение этого упражнения помогает также перенести прану в сушумну и тем самым, пробудить кундалини. Оно также очищает лобные пазухи и предотвращает телесную слабость и преждевременную смерть.

Выполнение СУРЬЯ БХЕДА.

Сесть в любую позу для медитации (лучше в сидхасану). Закрыть глаза и повторять медленно "ом" во время выполнения упражнения. Закрыть левую ноздрю и беззвучно вдыхать через правую ноздрю как можно дольше. Затем закрыть правую ноздрю правым большим пальцем и задержать дыхание, твердо вдавливая подбородок в грудь (замок подбородка или джаландхара бандха).

Увеличивать КУМБАКУ (задержку) постепенно. Затем выдыхать очень медленно и беззвучно через левую ноздрю, закрыв правую ноздрю правым большим пальцем. В СУРЬЯ БХЕДЕ вдох всегда через правую ноздрю (СУРЬЯ НАДИ ПИНГАЛА). Начинать с десяти циклов и постепенно увеличивать до сорока циклов. Появление пота у корней волос во время выполнения этого упражнения является хорошим признаком.

 

БХАСТРИКА ПРАНАЯМА

На санскрите "БХАСТРИКА" означает кузнечные меха. Быстрая последовательность мощных выталкиваний является характерной чертой этого дыхания. Точно также как кузнец раздувает кузнечные меха быстро, так и вы должны дышать быстро. Это наилучшее упражнение йоги практикуется для пробуждения КУНДАЛИНИ после очищения нади и нервной системы. Если НАДИ очищены, даже несколько циклов бхастрики будут возбуждать кундалини, При этом йог может почувствовать, что все его тело заряжается новой энергией. Весь спинной мозг будет вибрировать, а КУНДАЛИНИ подниматься к верхним центрам, или ЧАКРАМ. В каком бы центре ни была активна КУНДАЛИНИ, его ЧАКРА станет подобной динамо, генерирующему нервную энергию высокого напряжения. Это наилучшее упражнение для сосудистой и нервной систем, которое тонизирует всю нервную систему. Оно усиливает кровообращение во всем теле и повышает его температуру, за чем следует понижение температуру тела, вызываемое обильным потом, который ликвидирует все загрязнения. Когда тело свободно от физических загрязнений, способность разума к концентрации возрастает очень сильно. Быстрые движения бхастрики увеличивают снабжение мозга свежей кровью. После нескольких циклов БХАСТРИКИ удивительно видеть, каким ясным стал мозг. Этот интересный результат, вызываемый выполнением БХАСТРИКИ, не может быть понят до тех шпор, пока вы не начнете практиковаться в этом упражнении.

Выполнение БХАСТРИКИ.

БХАСТРИКА напоминает КАПАЛАБХАТИ. Ее легко выполнить, если вы научились делать КАПАЛАБХАТИ. Хотя БХАСТРИКА и напоминает КАПАЛАБХАТИ, ее эффект совершенно отличен от эффекта КАПАЛАБХАТИ, которое является только очищающим упражнением. Более того, в БХАСТРИКЕ есть КУМБАКА (задержка дыхания) и все три БАНДХИ или замка (ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА, МУЛА БАНДХА и УДДИЯНА) используются в ней, чтобы соединить ПРАНУ и АПАНУ и пробудить КУНДАЛИНИ. Вы должны всегда получать указания о правильной технике выполнения от учителя.

Сядьте в одну из поз медитации, предпочтительно в позу лотоса. Затем быстро вдыхайте и выдыхайте, делая упор на выдох, приводя диафрагму и все мышцы дыхательной системы в быстрое действие, создавая шум, который можно ощущать в гортани и голове.

В начале вы должны начать с быстрых дыхательных движений, следующих одно за другим в быстрой последовательности десять раз. Когда последний, десятый, выдох будет закончен, сделайте максимально возможный глубокий вдох. Затем задержите дыхание, пока приятно, и далее сделайте выдох через правую ноздрю. Во время задержки выполните замок подбородка и сжатие заднего прохода и сконцентрируйте внимание на кундалини шакти в самом нижнем позвоночном центре (МУЛАДХАРА ЧАКРЛА).

Это один цикл, после которого отдохните немного, сделав несколько нормальных вдохов. Вы можете постепенно увеличивать число выдохов в каждом цикле БХАСТРИКИ от десяти до тридцати максимум. Начните с трех циклов и увеличивайте их число до восьми. Не переусердствуйте в этом упражнении.

БХАСТРИКА, выполняемая правильно, разрушает три узла ГРАНДХ: БРАХМА ГРАНДХИ МУЛАДХАРЫ, ВИШНУ ГРАНДХИ МАНИПУРЫ и РУДРА ГРАНДХИ АДЖНА ЧАКРЫ.

Эти три грандхи, или узла, являются тремя дислокациями сушумны в позвоночном столбе. Они являются преградами, которые препятствуют свободному движению тока ПРАНЫ в СУШУМНУ. С помощью БХАСТРИКИ эти три узла разрушаются и КУНДАЛИНИ ШАКТИ получает возможность подниматься постепенно к САХАСРАРА ЧАКРЕ в мозгу.

Как только КУНДАЛИНИ пробужден, БХАСТРИКА должна выполняться больше для того, чтобы доставить КУНДАЛИНИ в верхние центры СУШУМНЫ.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАНАЯМЫ

СИТАЛИ ПРАНАЯМА

Высуньте язык немного из губ и сверните как трубку. Втягивайте воздух через рот с шипящим звуком "с-с" как можно дольше, а выдыхайте через ноздри. Выполнять ежедневно от пятнадцати до тридцати раз. ЭТО упражнение очищает кровь и помогает подавлять чувство жажды. Это очень хорошее упражнение для охлаждения организма летом. СИТАЛИ КУМБАКА является имитацией дыхания змеи.

 

СИТКАРИ ПАРАНАЯМА

Сверните язык так, чтобы его кончик мог касаться верхнего неба, и втягивайте воздух через рот со свистящим звуком "си-си-си". Затем задержите дыхание насколько сможете и выдыхайте медленно через обе ноздри. Это также упражнение для охлаждения организма и оно дает все эффекты упражнения СИТАЛИ.

 

БХРАМАРИ ПРАНАЯМА

Вдыхайте быстро через обе ноздри, издавая звук медоносной пчелы. Затем выдыхайте быстро через обе ноздри, издавая жужжание. Сделайте так десять раз и задержите дыхание, пока приятно. Упражнения бхрамари делают голос приятным и мелодичным. Это упражнение способствует медитации.

 

Важные рекомендации по выполнению пранаям. Вы должны заниматься регулярно и систематически. Не занимайтесь, если вы серьезно недомогаете. Не напрягайте лицевые мышцы во время задержки дыхания и никогда не задерживайте дыхание сверх ваших возможностей. Если вы почувствовали любую боль в груди, немедленно прекратите упражнение до тех пор, пока боль не исчезнет. Старайтесь не говорить и спать слишком много и избегайте есть мясо, рыбу и т. п.

Не выполняйте пранаямы механически, подобно другим дыхательным упражнениям. Пранаямы требуют глубокой концентрации и, следовательно разум играет огромную роль при их выполнении. Перед выполнением пранаямы повторите несколько молитв или песнопений, если вы их знаете. Приветствуйте мысленно вашего духовного учителя. Если он не с вами рядом, мысленное приветствие учителя и получение вами его отклика даст чувство, что он руководит вами в течение всего упражнения. Когда вы получаете его духовный отклик, вы фактически настраиваете себя в резонанс с ним, что очень важно для одухотворенных учащихся. Для изучающего йогу гуру, или духовный учитель, является видимым богом, который появляется в физическом мире как его духовный наставник.

Настоящий гуру может помочь ученику независимо от того, рядом ли он или очень далеко. Но ученик должен держать свой разум чистым, чтобы получить указания гуру. Не раздражайтесь, если, выполняя пранаямы несколько месяцев, вы не почувствуете результатов. Если вы искренны и верите своему гуру, вы наверняка достигнете успехов. Но вы должны сами заниматься, если вы хотите пользы и блага.

Ваш учитель покажет вам путь, и вы должны следовать за ним и тогда вы достигнете цели. Нет учителя, который мог бы выполнять духовные упражнения за вас, и не думайте, что простое прикосновение учителя пробудит КУНДАЛИНИ. Если какой-либо учитель заявляет, что он может своей энергией пробудить у вас кундалини, не верьте ему. Он может только использовать на вас некоторые гипнотические внушения для его корыстных целей. Настоящие учителя никогда не делают этого. Они ждут подходящего момента, чтобы научить определенным вещам. Когда вы очищены бескорыстным служением, молитвой и медитацией, он может легко передать вам более высокие знания.

Точно также как для того, чтобы стать ученым, необходимо изучить все основы наук и учиться годы, чтобы получить степень, так и в йоге, требуются иногда годы для того, чтобы вы получили ожидаемые результаты.

Когда кто-то заболевает, он говорит, что болезнь вызвана занятиями йогой. Это серьезная ошибка. Никто еще не заболел из-за того, что следовал законам природы. Неестественна болезнь, тогда как здоровье — естественно. Йога — это нормальный, естественный метод еды, питья, сна, дыхания и тренировки. Если вы заболели во время занятий Йогой, то в этом виноваты не они, а что-то другое.

Вы можете спросить вашего учителя, и он поможет вам найти причину вашей беды. Даже при еде есть опасность и, если человек беззаботен, то пища может вместо желудка попасть в дыхательное горло. Но это не означает, что плохо принимать пищу. Поэтому вы должны соблюдать простейшие предосторожности и здравый смысл независимо от того, йога ли это, еда или прогулка.

Иногда заявляют, что те, кто занимается йогой и пранаямами, сходят с ума. Делающим такие заявления я говорю, что они не совсем умственно здоровы. Если вы видите симптомы умственного расстройства у занимающегося йогой, то это вызвано тем, что для этого имеется много причин вне йоги. Это может быть вредная пища, перенапряжение, физическое или умственное, семейные неприятности, неверное знание йоги и плохое руководство или учитель, который никогда не объяснял ученику, что означает настоящая йога и каковы ее цели. Эти причины могут быть устранены, если вы занимаетесь под руководством учителя. Даже если вам не удалось найти хорошего учителя, чтобы он был рядом с вами, вы можете мысленно воспринимать его, настроив себя, как было описано ранее. Вы будете тогда находиться под его руководством и все ваши сомнения будут развеяны. Этот опыт вы можете увидеть только сами и не требуется других доказательств.

Если вы не нашли учителя, не сидите лениво в ожидании когда он появится. Вы можете начать, учась по книгам. Те, кто уже продвинулся по духовной тропе, могут помочь вам в начале пути. Это подготовит вас к встрече с настоящим учителем, когда подходящее время придет. Однако в наши дни многие начинают учить йоге, прочитав только несколько книг. Они никогда не делали того, чему учат, и не являются примерами того, что они проповедуют. Учителем стать можно очень легко, но чтобы стать познающим, требуется вся жизнь. Легче всего в этом мире учить тому, чего вы не знаете и не умеете. Труднее всего делать то, чему вы учите и что проповедуете.

Некоторые учителя критикуют все и не хотят знать того, что делают другие. Они утверждают, что для того, чтобы познать Бога, нет необходимости в управлении телом и дыхательных упражнениях, как учит йога. Они предлагают своим ученикам просто закрыть глаза и медитировать. Конечно, каждый может выбирать себе тот путь, который ему нравится, но это не означает, что другие обязаны следовать за ним.

Ничто не достигается без усилий. Никто даже не научился ничему без ошибок. Те, кто утверждает, что физические методы не являются необходимыми, слишком ленивы сами, чтобы заниматься. Если человек может принимать пищу, то почему он не может упражняться и дышать, что некоторые считают противоречащим религии и богу. Если заботиться о плоти значит быть против религии, то тогда и пища, которая также для плоти, должна противоречить религии. Изучающий йогу по-настоящему держит свое тело всегда в чистоте и опрятности, свободным от болезней, так как тело является храмом бога, и без него нельзя достичь ничего, ни физического, ни духовного. Более того, можно тратить деньги и время, которые расходуются на медицину, на более полезные цели. Итак, мои друзья, не берите на вооружение такие легкие методы, ибо они никуда вас не приведут, не приведут даже к обычной здоровой жизни.

 

КОНЦЕНТРАЦИЯ НА СОЛНЕЧНОЕ СПЛЕТЕНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ ПРАНОЙ

Солнечное сплетение является важным нервным центром, связанным с симпатической нервной системой. Йоги рассматривают его как главное, хранилище для накопления праны в теле для физической деятельности. Точно также, как аккумулятор накапливает электричество, так и солнечное сплетение запасает прану, пока вы дышите. Во время йоговского дыхания (ПРАНАЯМ) йог поглощает огромное количество ПРАНЫ, которая накапливается в этом центре.

Это сплетение часто называют "брюшным мозгом". Оно расположено в надчревной области за подложечной ямкой по обе стороны позвоночного столба. Оно играет важную роль в управлении эмоциями и различными функциями тела.

Удар по этому хранилищу праны приводит к потере сознания. Оно состоит из белого и серого мозгового вещества и излучает силу и энергию во все частя организма. Мысли и прана, направляемые к этому центру с помощью ПРАНАЯМЫ (упражнения на попеременное дыхание), будут повторно заряжать его. Он постоянно разряжается, отдавая ПРАНУ для мышления, действия и желания. Чем больше запасено ПРАНЫ в этом центре, тем больше возрастет сила воли и мощь мышления, и наоборот.

Те, кто выполняет ПРАНАЯМУ регулярно и перезаряжает солнечное сплетение, могут использовать свой избыток праны для лечения болезней у других людей и снова перезаряжать себя ПРАНОЙ очень быстро с помощю ПРАНАЯМЫ.

Не думайте, что, отдавая прану другим, вы будете истощать запас праны: чем больше вы отдаете, тем больше ее притекает из космического источника.

Когда вы хотите лечить других, положите мягко руки на место, в котором пациент ощущает боль, и вообразите, что ПРАНА. стекает с ваших пальцев на пораженную часть пациента, как вода стекает с более высокого уровня на более низкий. Мысленно свяжите себя с космической энергией, мощью божества, и чувствуйте себя связующим звеном, которое доставляет ПРАНУ от космического источника к больному.

Больной сразу почувствует теплоту, облегчение и увеличение сил. Когда вы направляете прану в печень, селезенку, желудок или любую другую часть тела, вы можете мысленно разговаривать с клетками и приказывать им работать как следует. Вы можете командовать клетками, и они будут повиноваться вашим приказам.

Как мог Иисус Христос совершать чудеса, прозревая слепых и излечивая болезни? Это не чудеса, как мы думаем. Это — закон божий. Христос мог полностью соединять себя со вселенской энергией божества и он делал это без каких-либо эгоисгических мотивов. Мой учитель, Свами Шивананда, один из величайших праведников нашего времени, делал много так называемых чудес. Он даже излечивал людей, которые были далеко от него, с помощью лечения на расстоянии. Многие великие святые и пророки делали то же. В будущем будет много таких чудес. Однако все они являются обычными законами природы. Конечно, мы не можем совершать такие большие чудеса, так как мы неспособны полностью отождествить себя со вселенской мощью бога, как делали Иисус и другие святые. Но мы могли бы выполнять простое лечение, используя прану для удаления различных заболеваний из наших братьев.

Мы должны выполнять такое лечение на благо мира, а не для собственной корысти. Только тогда такое лечение будет успешным. Думайте всегда, что вы только инструмент в руках божьих для лечения и облегчения других страждущих. Повторяйте «ом», когда передаете вашу прану другим.

Далее:  Глава 9. АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО, ТАЙНА РАЗУМА И ВНЕЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ
7291·31/07/2007·комментарии 0 



ПРАКТИКА ЙОГОВСКОГО ДЫХАНИЯ ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ НАДИ (тонкой нервной структуры и нервной системы)

Я начну вопрос очищения с нескольких цитат из хорошо известных авторитетных источников по йоге, которые использовались, как руководства в школах йоги в Индии.
"Йог, достигший совершенства в асанах (йоговских позах), должен практиковать пранаяму в соответствии с указаниями своего духовного учителя, соблюдая всегда питательную и умеренную диету".

"Когда дыхание не уравновешено, мозг также не уравновешен. Но когда дыхание уравновешено, уравновешен и мозг, и йоги живут долго. Поэтому необходимо задерживать дыхание".

"Говорят, что человек живет до тех пор, пока дышит, и с прекращением дыхания умирает. Следовательно, необходимо практиковать пранаяму".

´Когда нади полон загрязнений, дыхание не может проникать в среднее нади, сушумну, и, следовательно, невозможно достичь высшего состояния разума",

"Когда все нади, которые были полны загрязнений, очищаются, только тогда йог может успешно выполнять пранаяму".

Хатха йога прадипика, гл. 11, 1 - 6.

Из этих строф очевидна важность очищения нади. Пока нади не очищены, не будет реальных успехов в пранаяме, Полное учащение всех нади может быть достигнуто только после длительного применения практики пранаямы, причем длительность индивидуальна. Обычно очищение требует не менее одного - двух лет.

Имеются два пути очищения нади: САМАНУ (умственный процесс) и НИРМАНУ (физическое очищение, КРИИ, описанные в этой книге).

 

САМАНУ или умственный процесс очищения нади

1. Сесть в позу лотоса или сидхасану (позу знатока). Медитировать на корневой слог (биджакшара) воздуха (вайю), ЙЯМ, который имеет цвет тумана. Вдыхать через левую ноздрю, повторяя шесть раз йям. Это вдох. Задержать дыхание на время повторения вами йям шестьдесят четыре раза. Это задержка. Затем выдыхать через правую ноздрю очень, очень медленно, пока вы повторяете йям тридцать два раза.

2. 3атем вдыхать через правую ноздрю, повторяя шестнадцать раз рам, корневой слог огня (биджа агни) в центре пуповины. Задержать дыхание на время повторения вами рам шестьдесят четыре раза. Затем выдыхать медленно через левую ноздрю, повторяя мысленно рам 32 раза.

Пристально смотреть на кончик носа. Вдыхать через левую ноздрю, повторяя корневой слог луны, там, 16 раз. Задержать дыхание, повторяя там 64 раза. Затем представить, что нектар, который исходит от луны, течет через все сосуды тела и очищает их. Затем выдыхать медленно через правую ноздрю, повторяя корневой слог первоосновы земли, (биджа притхиви), лам, 32 раза.

Этот метод очищения подходит только для успевающих учеников по инициативе их учителя. Начинающим не следует пользоваться мысленным очищением, до тех пор, пока они не попрактикуются достаточно долго в выполнении описанных ниже дыхательных упражнений.

 

АНУЛОМА ВИЛОМА ПРАНАЯМА, или упражнение на попеременное дыхание.

Мы видели из предыдущих занятий важность пранаямы. Эта наука о дыхании основана на управлении праной, или жизненной энергией. Важным начальным упражнением для каждого обучающегося йоге является упражнение на попеременное дыхание, известное как анулома-вилома пранаяма. Причиной для попеременного дыхания является то, что дыхание перераспределяется между ноздрями. Каждый может легко обнаружить это, разместив свою ладонь перед ноздрями. Одна из ноздрей будет всегда частично блокирована, и поток воздуха из легких и в легкие будет проходить в основном через одну из ноздрей. При нормальном состоянии здоровья путь дыхания будет меняться приблизительно через час пятьдесят минут. Эта нормальная периодичность перемены дыхания устанавливается только тогда, когда человек овладел пранаямой, начиная с попеременного дыхания. Для большего числа лиц этот переход дыхания с одной ноздри на другую колеблется в широких пределах, в зависимосги от таких вещей, как неестественные жизненные привычки, неправильная диета, болезни и отсутствие соответствующей тренировки.

Все эти неправильные жизненные привычки воздействуют на дыхание, нарушая его нормальный ход. Согласно йоге дыхание через правую ноздрю является горячим, а через левую — холодным. Символически они называются: правая нади, как солнечное дыхание, или пингала, и левая нади, как лунное дыхание, или ида. Энергия, которая поступает с пингала нади, или с солнечным дыханием создает в теле тепло, которое является катаболическим, эфферентным и ускоряющим для органов тела, тогда как энергия лунного дыхания в пингала нади является охлаждающей, эфферентной, анаболической и тормозящей для органов тела.

Упражнение на попеременное дыхание предназначено в основном для поддержания равновесия катаболических и анаболических процессов в организме и для очищения нади. Согласно йоге, когда дыхание происходит более 24-х часов подряд через одну ноздрю, это предупреждение о том, что заболевание рядом. Чем длительнее период дыхания через одну ноздрю, тем более серьезным будет заболевание. Это обусловлено тем, что нервные узлы некоторых важных нервных центров переутомляются при ненормальном потоке дыхания, которое поступает в важный центр в течение периода времени более длительного, чем нормальный.

 

Дыхательное упражнение № 1 (одна ноздря)

Сесть в любую из поз для медитации, держа спину, шею и голову на одной прямой. Закрыть правую ноздрю большим пальцем и медленно вдыхать через левую ноздрю, повторяя мысленно "ом" пять раз. Выдыхать через ту же ноздрю, мысленно произнося "ом" десять раз. Длительность выдоха всегда должна быть вдвое больше длительности вдоха, то есть соотношение вдох-выдох равно 1:2. Повторить это упражнение от пятнадцати до двадцати раз через левую ноздрю, поддерживая соотношение: вдох — пять секунд, выдох — десять секунд.

Затем закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем правой руки и вдыхать через правую ноздрю, повторяя "ом" пять раз. Выдыхать через туже ноздрю, повторяя "ом" десять раз. Это составит один цикл. Выполнить от 15 до 20 циклов.

Не создавайте никаких звуков при вдохе. Используйте при вдохе основные правила нижнего, среднего и верхнего дыхания. При выдохе старайтесь выдохнуть как можно полнее испорченный воздух из легких.

Вы должны выполнять упражнение № 1 пятнадцать дней и медленно увеличивать соотношение до вдоха в шесть секунд и выдоха в двенадцать секунд. Не пытайтесь достигнуть большего соотношения, пока предыдущее не дается вам легко. Это основное правило для всех дыхательных упражнений. Всегда держитесь в пределах ваших возможностей, и никогда не перебарщивайте. Получайте практические указания от опытного учителя, который имеет и практический опыт в йоге, а не просто учит йоге, познав ее по книгам, что является - распространенным в наши дни.

В упражнение № 1 нет задержки дыхания. Цепь вдыхания и выдыхания через одну ноздрю — исправить неправильные привычки в дыхании. Если человек не овладел идеальным и автоматическим нижним, средним и верхним дыханием, он не должен пытаться выполнять сложные пранаямы. Выполняйте упражнение № 1 не менее месяца, даже если вы чувствуете, что можете увеличить длительность вдоха и выдоха. Если фундамент прочен, вы сможете построить прочное здание. Точно также, если вы выполняете основные дыхательные упражнения длительное время, вам будет гораздо легче преступить к сложным упражнениям.

 

Упражнение № 2 (упражнение на попеременное дыхание)

После месяца занятий упражнением № 1 перейдите к упражнению на попеременное

дыхание. Выполнение упражнения № 1 (дыхание через одну ноздрю) прекратите.

Закройте правую ноздрю правым большим пальцем и вдохните через левую ноздрю. Затем немедленно закройте левую ноздрю правыми безымянным пальцем и мизинцем, уберите большой палец правой ноздри и выдыхайте через нос. Это составит половину цикла.

Затем, без паузы, вдыхайте через правую ноздрю. Зажмите правую ноздрю правым большим пальцем и выдыхайте через левую. Это составит полный цикл.

Соотношение вдоха и выдоха 1:2, как в упражнении № 1, или шесть секунд вдох и двенадцать секунд выдох. Общие правила выполнения упражнения № 1 применимы к упражнению №2.

Делать от 15 до 20 циклов.

Когда вы сможете без затруднений делать вдох в шесть секунд и выдох в двенадцать секунд, увеличьте продолжительность до семи и четырнадцати секунд и, затем, до восьми и шестнадцати секунд. Увеличение продолжительности должно происходить медленно. Вы должны выполнять упражнение от двух до трех месяце, прежде чем увеличить продолжительность до восьми и шестнадцати секунд. За это время вы сможете увидеть огромные изменения, происходящие в вашем теле и мозге. Дыхание будет становиться совершенным, особенно движение диафрагмы; тело станет очень легким, а глаза — светящимися. Когда эти признаки станут очевидными, это знак того, что нади очищается.

 

Упражнение № 3 (полное попеременное дыхание)

В начале в течение пяти минут медитируйте на "ом", слове, которое представляет источник всего света и знания.

В третье упражнение входит остановка или задержка дыхания, что является единственным отличием третьего упражнения от второго.

Правильное соотношение между вдохом и задержкой равно 1:4. Но начинающим рекомендуется следовать соотношению 1:2 в течении нескольких месяцев до перехода к соотношению 1:4. Минимальная начальная пропорция; четыре секунды — вдох, восемь секунд — задержка, восемь секунд — выдох. Через месяц увеличьте соотношение до 5:10:10 и постепенно увеличивайте до 8:16:16.

На санскрите ПУРАКА означает вдох, КУМБАКА — задержка и РЕЧАКА — выдох.

Вдыхайте воздух через левую ноздрю, произнося мысленно "ом" четыре раза. Задержите дыхание на время произнесения "ом" и восемь раз. Выдыхайте через правую ноздрю, произнося "ом" восемь раз. Затем без паузы вдыхайте через правую ноздрю, задержите дыхание и выдохните через левую ноздрю в том же соотношении 4:8:8. Это составит один полный цикл. Выполнять от пятнадцати до двадцати циклов ежедневно.

При задержке дыхания вы должны закрыть правую ноздрю правым большим пальцем, а левую ноздрю — правыми безымянным пальцем и мизинцем. Не пользуйтесь для закрывания ноздри указательным пальцем, так как магнитный поток из него является загрязненным.

Когда вы без затруднений сможете выполнять соотношение 8:16:16, перейдите к соотношению 1:4:2, начав со вдоха в четыре секунды, задержки в шестнадцать и выдоха в восемь секунд. Постепенно двигайтесь к соотношению 8:32:16. Это должно занять от восьми до двенадцати месяцев упражнений. Не пытайтесь спешить.

Пря очищении нади появляются явные признаки этого. На первой стадии тело покрывается испариной. На второй — чувствуется содрогание во всем теле. На высшей стадии прана поступает в сушумна нади и в высший центр, САХАСРАРА ЧАКРЕ. В "Хатха йога прадипике" сказано, что при появлении испарины при пранаяме нужно поступать следующим образом: "Протрите хорошенько тело. Это придаст крепость и легкость всему организму". При этом кожа также становится гладкой.

Нет никакого другого упражнения, которое приносило бы очищение такое хорошее НАДИ, как попеременное дыхание. Другие ПРАНАЯМЫ, особенно БХАСТРИКА, УДДЖАИ и СУРЬЯ БХЕДА предназначены для пробуждения КУНДАННИ после очищения НАДИ. Прежде всего необходимо научиться делать переменное дыхание. Освоив его должным образом, вы научитесь чистить НАДИ. Только после этого раскроется истинная сила упражнений БХАСТРИКА и УДДЖАИ.

 

КАПАЛАБХАТИ, или дыхание животом (диафрагмальное дыхание)

На санскрите "КАПАЛА" означает череп, а "БХАТИ" означает сияние. Таким образом, термин капалабхати означает упражнение, которое делает череп сияющим. Здесь череп означает носовой проход, через который входит и выходит воздух в организм. Это дыхательное упражнение, оно рассматривается как очищающее упражнение и входит в одну из ШАД КРИЙ.

Это упражнение следует выполнять только после упражнения в попеременном дыхании (упражнение № 2) в течение одного или двух месяцев, это даст возможность приучить диафрагму к правильному движению во время дыхания. Большинство людей при выполнении капалабхати стремится двигать диафрагмой противоположно естественному направлению движения. Это легко заметить, наблюдая за движением мышц живота. Те, кто дышит неправильно, сокращают мышцы живота и поднимают плечи при вдохе, что прямо противоположно правильному дыханию. Поэтому, пока диафрагма не приучится к естественному движению, не следует выполнять КАПАЛАБХАТИ.

Несколько циклов энергичного выполнения КАПАЛАБХАТИ заставят вибрировать каждую ткань тела. Временами будет становиться все более и более трудно контролировать свое состояние, когда это упражнение выполняется все более энергично. Поэтому рекомендуется выполнятьь КАПАЛАБХАТИ и БХАСТРИКА в позе лотоса, если возможно, так как она обеспечивает ножной замок, который будет удерживать положение ученика во время выполнения упражнения.

В этом упражнении главную роль играет выдох. Вдох является мягким, медленным, и более длительным, чем выдох. Во всех других дыхательных упражнениях, кроме БХАСТРИКА, выдох более длителен чем вдох.

Выдох должен выполняться быстро и сильно сжатием мышц живота, делающих толчок назад. Это внезапное сокращение мышц живота воздействует на диафрагму, которая уходит в грудную полость, давая энергичный толчок легким и выталкивая воздух из них.

За этим немедленно следует расслабление мышц живота, позволяющее диафрагме опуститься в брюшную полость, таща за собой легкие, что позволяет воздуху устремиться в них. В КАПАЛАБХАТИ вдох и выдох выполняются с помощью мышц живота и диафрагмы. Вдох и выдох выполняются в быстрой последовательности внезапным и энергичным втягиванием мышц живота с их последующим расслаблением, Выдох составляет по времени приблизительно одну четвертую вдоха. Здесь выдох быстрый, сильный и короткий, тогда как вдох пассивный, медленный и более длительный. Пассивный вдох и внезапный взрывной выдох чередуются непрерывно, один за другим, пока весь цикл не завершится. Первоначально в цикле должно быть от шестнадцати до двадцати выдохов. Начинающим рекомендуется выполнять три цикла по пятнадцати выдохов каждый перед выполнением пранаямы, которая выполняется дважды каждый день (утром и вечером).

Под руководством учителя вы можете добавлять каждую неделю десять выдохов, пока не достигнете ста двадцати выдохов в каждом цикле. Между циклами сделайте несколько нормальных дыхательных движений для отдыха. В соответствии с индивидуальным состоянием каждого учитель может порекомендовать увеличить число циклов. Но независимо от состояния не следует выходить из своих возможностей.

При выполнении КАПАЛАБХАТИ ваше внимание должно быть сконцентрировано на мышцах живота и в центре солнечного сплетения, где запасается жизненная энергия. Эта практика концентрации должна поддерживаться в процессе всего упражнения для того, чтобы энергия праны становилась активнее в сушумна нади, что будет чувствоваться по ощущению пульсации в позвоночном столбе, особенно в нервных центрах.

Это упражнение очищает дыхательную систему и носовые проходы, а также устраняет спазмы и боль в бронхах. Следовательно, происходит ослабление астмы, а также ее излечением с течением времени. Верхушки легких получают нужное насыщение кислородом, удаляется двуокись углерода и кислород абсорбируется в организме. Это наилучшее упражнение для увеличения содержания кислорода в организме.

Следует полностью освоить КАПАЛАБХАТИ до изучения БХАСТРИКИ, которую можно освоить за короткое время, зная, как правильно выполнять КАПАЛАБХАТИ.

 

ТРИ БАНДХИ, ИЛИ ЗАМКА

После очищающих дыхательных упражнений изучающим йогу преподается три важных БАНДХИ, или замка, которые важны для выполнения более сложных пранаям, пробуждающих КУНДАЛИНИ ШАКТХИ.

Имеются три БАНДХИ, называемые ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА, (или замок подбородка), МУЛА БАНДХА (или сжатие заднего прохода) и УДДИЯНА БАНДХА (или сжатие брюшины).

На санскрите бандха означает замок. При выполнении пранаям йог объединяет ПРАНУ и АПАНУ с помощью этих замков. Эти БАНДХИ используются также при выполнении МУДР, или упражнений для закрепления ПРАНЫ.

АСАНЫ (поза) стабилизируют тело и позволяют выполнять ПРАНАЯМЫ (дыхательные упражнения) хорошо. С помощью ПРАНАЯМ ученик пытается объединить ПРАНУ и АПАНУ. МУДРЫ закрепляют этот союз праны и апаны так, что он не может быть разрушен. БАНДХИ удерживают этот чудесный эффект. Когда ПРАНА и АПАНА соединены таким образом, возникает большой, чудесный и могучий поток энергии, который невозможно описать словами и который должен быть почувствован каждым индивидуально. Эта сила открывает вход в СУШУМНУ. С помощью ДЖАЛАНДХАРА БАНДХИ (замка подбородка) перекрывается поток ПРАНЫ сверх, а МУЛА БАНДХА (сжатием заднего прохода) предотвращает ток АПАНЫ вниз. Таким образом, ПРАНА и АПАНА соединяются, чтобы течь в СУШУМНУ. Когда пробуждается КУНДАЛИНИ ШАКТИ и поднимается от нижних ЧАКР (нервных центров) к верхним, по мере того, как КУНДАЛИНИ поднимается вверх, йог испытывает блаженство и сверхсознательное состояние.

 

ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА

Слово ДЖАЛА означает мозг и нервы, проходящие через шею. ДХАРА означает тягу вверх.

Уприте подбородок твердо в грудь, в яремную впадину, насколько возможно. Это приводит к вытягиванию вверх спинного мозга и нервных центров, что, в свою очередь, воздействует на мозг. Джаландхара бандха должна выполняться, на задержке вдоха.

 

МУЛА БАНДХА

Сядьте на сложенное одеяло, надавите на промежность левой пяткой и положите, как в сидхасане, правую пятку на левое бедро. Теперь сильно напрягите сфинктер заднего прохода, пока на промежность давит левая пятка. Теперь, наряду со сжатием сфинктера, направьте ЛАПАНУ вверх сжатием мышц живота и объедините АПАНУ с ПРАНОЙ с помощью ДЖАЛАНДХАРА БАНДХИ. ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА и МУЛА БАНДХА выполняются одновременно во время КУМБХАКИ (задержки дыхания) для соединения ПРАНЫ и АПАНЫ.

Эти две БАНДХИ используются при выполнении более сложных ПРАНАЯМ, которые будут кратко описаны. До выполнения этих БАНДХ с ПРАНАЯМАМИ несколько дней потренируйтесь в выполнении только БАНДХ.

 

УДДИЯНА БАНДХА

Уддияна должна выполняться в конце выдоха, когда легкие пусты. Обычно она выполняется как независимое упражнение. Так как ПРАНА, УДДИЯТЕ, входит в СУШУМНУ при этой БАНДХЕ, то она называется УДДИЯНА. При очень полном. выдохе легкие становятся пустыми и двинутся в верхнюю часть грудной клетки, увлекая диафрагму в грудную полость.

Далее: УСЛОЖНЕННЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
 
7877·31/07/2007·комментарии 0 



ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ ЙОГОВСКОГО ДЫХАНИЯ ИЛИ ПРАНАЯМЫ

Теперь мы будем иметь дело с упражнениями в ПРАНАЯМЕ. Первый урок ПРАНАЯМЫ заключается в том, чтобы научиться управлять, движением легких. Причина делать так состоит в том, чтобы почувствовать более тонкие движения, которые совершаются в теле, которыми, как говорит йога, можно научиться управлять движением ПРАНЫ, проявляющимся в легких.
Прежде чем перейти к дыхательным упражнениям, давайте рассмотрим вкратце механику дыхательных движений. Дыхание происходит благодаря эластичным движениям легких и деятельности боков и низа грудной полости. Туловище разделено на две части: грудную полость и брюшную полость. Грудная полость занята в основном легкими и сердцем и ограничена позвоночным столбом, ребрами, грудной костью и, внизу легких, диафрагмой. Имеется двадцать четыре ребра, расположенные по двенадцать с каждой стороны позвоночного столба. Имеется два типа ребер; истинные ребра и ложные ребра.

Верхние семь пар ребер являются истинными ребрами, которые прикреплены непосредственно к грудной кости, а нижние пять пар ребер являются ложными. Грудная полость отделена от брюшной полости мышечной перегородкой, называемой диафрагмой, которая играет важную роль в дыхании.

В процессе ребра двигаются межреберными мышцами, а диафрагма опускается в брюшную полость. Движения ребер и межреберных мышц и опускание диафрагмы растягивают два эластичных легких. Когда легкие растянуты этими дыхательными мышцами, в легких образуется разрежение и наружный воздух устремляется в них.

Наука ПРАНАЯМЫ начинается с правильного управления диафрагмой и дыхательными мышцами, которое приводит к максимальной степени растяжения легких, чтобы поглотить наибольшее количество животворной энергии из воздуха.

Для того, чтобы обеспечить наибольшее количество воздуха с минимальными усилиями, вы можете выполнить следующие тесты. Это тесты для вашей дыхательной системы, из которых вы узнаете, что некоторые типы дыхания приносят максимальное количество воздуха в легкие при наименьших усилиях.

ТЕСТ 1. Сядьте прямо, держа позвоночник, шею и голову на одной прямой. Расслабьте мышцы живота. Не поднимайте грудь и не наклоняйтесь вперед. Если у вас есть часы с секундной стрелкой, заметьте продолжительность вашего вдоха. Теперь сделайте длинный вдох, позволяя диафрагме опускаться, но не поднимайте грудь и плечи.

Движется ваша диафрагма правильно или нет, легко можно определить, наблюдая за движением живота. Когда диафрагма сокращается и ее куполообразный центр становится плоским, она давит на содержимое брюшной полости и живот вытягивается. Здесь ребра и межреберные мышцы будут находиться в покое. С другой стороны, если живот сжат, диафрагма, естественно, не может опуститься. Следовательно, основой теста является наблюдение за движениями живота и вы можете легко обнаружить, что при вдохе куполообразная диафрагма уплощается, увеличивая тем самым объем груди. Выполните такое дыхание несколько раз и затем сравните с результатами следующих двух тестов. Заметьте, сколько секунд потребуется вам для наполнения легких в каждом из этих трех тестов, и можете также отметить, при каком из тестов в легкие поступает максимум воздуха.

ТЕСТ2. Сесть прямо. Держать диафрагму неподвижной. Не позволять животу выпячиваться, так как если живот выпячивается при вдохе, то, естественно, показывает, что диафрагма работает как в тесте № 1. Теперь расширьте грудь и сделайте длинный глубокий вдох. Здесь межреберные мышцы частично растягивают легкие, но диафрагма находится в нейтральном положении. Следовательно, вдох осуществляется только с помощью усилий связанных с ребрами межреберных мышц. Повторите такой вдох несколько раз и отметьте разницу между дыханием в тестах № 1 и № 2. Заметьте, сколько времени занимает вдох и количество воздуха, которое вы можете вобрать в легкие за время вдоха. Если вы хотите более четко уловить разницу между этими двумя видами дыхания, повторяйте оба теста друг за другом: сначала тест № 1, затем тест № 2. Понаблюдайте, при каком из этих тестов больше воздуха поступает в легкие. Тест покажет, что йоговское дыхание является правильным способом дыхания, а что такое йоговское дыхание, будет рассмотрено после получения результатов третьего теста.

ТЕСТ № 3. Теперь мы знаем разницу между дыханиём по тесту № 1 и тесту № 2. Давайте посмотрим, в чем разница между дыханием по тесту № 2 и тесту № 3.

Сядьте прямо, как с предыдущем положении. Сожмите живот и втяните его в грудную полость. Теперь сделайте глубокий вдох, поднимая плечи и ключицы, оставляя живот втянутым. Повторите так несколько раз и сравните с тестом № 2, посмотрите при котором из них поступает больше воздуха.

После теста № 3 постарайтесь найти сами различие между этими тремя типами дыхания и определить, которое из них приносит больше воздуха в легкие с минимумом усилий. Результат тестов вы можете видеть сами: дыхание по тесту. № 1 обеспечивает больше поступление воздуха, чем № 2 и № 3. Дыхание по тесту № 2 хуже дыхания по тесту № 1, и приносит меньше воздуха, чем дыхание по тесту № 1. Но дыхание по тесту № 2 лучше, чем по тесту № 3. Худшим из всех является дыхание по тесту № 3, когда плечи и ключицы поднимаются, а живот втянут во время вдоха.

Многие люди дышат этим третьим типом дыхания, тратя максимум энергии, чтобы получить очень мало воздуха. Много болезней органов речи и дыхательной системы отмечается у тех, кто пользуется этим методом дыхания.

Я проверил себя на некоторых учениках, которые приходили в мой класс йоги с астматическими заболеваниями. Почти каждый из них при вдохе поднимал плечи и ключицы, а грудь почти не расширялась. Я заметил, что у них не было вообще движения диафрагмы вниз. Многие из них избавились от острых приступов астмы исправлением дыхательных привычек вместе с правильной диетой.

Дыхание по тесту № 1 называется глубокое дыхание, по тесту № 2 — грудное дыхание и по тесту № 3 — верхнее дыхание.

Во время вдыхания диафрагма играет большую роль, Эга часть вдоха, когда диафрагма выполняет основную роль, есть дыхание по тесту № 1, глубокое дыхание, или нижнее дыхание. Диафрагма представляет собой большую мышечную перегородку, которая отделяет грудную полость от брюшной полости. Она куполообразна или, иначе, она представляет собой в покое поверхность, обращенную вогнутостью к брюшной полости. Когда диафрагма приводится в действие при нижнем дыхании, она надавливает на органы брюшной полости и выпячивает живот. Естественно, при этом типе дыхания легким отводится стесненная роль, чем в других двух типах дыхания.

Хотя этот тип брюшного дыхания является наилучшим, однако, согласно йоговской системе дыхания, такое дыхание не является полным дыхательгым упражнением. Причина заключается в том, что каждый тип дыхания заполняет только часть легких: нижнее дыхание — нижнюю и среднюю части грудное дыхание — среднюю и часть верхушки; верхнее дыхание — верхушки легких.

В йоговской системе дыхания первый урок посвящается обучению использования всех трех методов дыхания одновременно, начиная с нижнего дыхания, переходящего в грудное дыхание и заканчивающееся верхним дыханием. Тогда, во время этого процесса вдоха, вся дыхательная система в нем участвует и нет ни одного кусочка легких, который не наполнялся бы свежим воздухом. Этот тип дыхания известен как йоговское дыхание, при котором весь дыхательный организм реагирует на этот метод дыхания.

 

 

СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ВДОХОМ И ВЫДОХОМ

В йоговском дыхании большое внимание уделяется процессу выдоха. Соотношение между вдохом и выдохом 1:2, то есть если вдох равен одной секунде, то выдох будет равен двум секундам. Причиной, заставляющей делать выдох длиннее вдоха, является получение максимального регулирования легких, чтобы старый нечистый воздух мог быть выдавлен из воздушных мешочков.

Здесь будет уместно рассказать о легких, чтобы легче было понять, почему йоги делают упор на выдох, а не на вдох. Пока воздушные мешочки (альвеолы) заполнены старым воздухом, никакое усилие, прилагаемое при вдохе, не может доставить в них свежий воздух из атмосферы. При обычном дыхании мы выдавливаем очень маленький объем воздуха из верхушек легких, оставляя остальную часть легких почти бездеятельной.

Легкие являются ноздреватыми, пористыми, и их ткани очень эластичны. Сами легкие содержат бесчисленное множество воздушных мешочков. Правое легкое состоит из трех долей, а левое — из двух. Каждое легкое состоит из верхушки и базальных отделов. Базальные отделы примыкают к диафрагме, а верхушка расположена наверху, около основания шеи.

Когда мы вдыхаем, мы втягиваем воздух носом, затем он проходит через носовые ходы, глотку и гортань, проходит в дыхательное горло, или трахею, которая в свою очередь ветвится на бесчисленные миленькие трубочки, называемые бронхиолами. Бронхиолы оканчиваются ходами с группой воздушных мешочков (альвеол) которых в легком огромное число. Каждая из альвеол содержит порцию вдохнутого воздуха, из которой кислород через стенки проникает в легочные капилляры. Затем кровь забирает кислород и отдает углекислый газ, выделенный отходами, которые были собраны кровью из всех частей организма. Благодаря контакту с кровью альвеолы освобождаются от кислорода в заполняются углекислым газом из крови. До тех пор, пока этот накопленный нечистый воздух не выдавлен из крошечных альвеол, мы не можем принести в них свежий воздух. Пока альвеолы заполнены старым воздухом, никакие усилия при вдохе не смогут принести свежий воздух из атмосферы. При обычном дыхании мы выдавливаем только очень небольшое количество воздуха из верхушек и их остальная часть остается почти бездеятельной, заполненной спертым воздухом. Некоторые люди используют при дыхании только нижнюю часть легких, оставляя верхнюю бездеятельной.

Многие врачи считают, что туберкулез легких обусловлен главным образом пониженной жизнеспособностью, могущей быть приписанной недостаточному количеству вдыхаемого воздуха. Неполный выдох, или неполное освобождение легких позволяет значительной части легких оставаться неактивной и также части их представляют благоприятное поле для бацилл, которые атакуют ослабленные ткани. Здоровые ткани будут противостоять нападению и лучшим и единственным путем иметь хорошие, здоровые ткани является правильное использование легких, выдыхая весь испорченный воздух и наполняя их вновь свежим воздухом. Это одна из причин того, что йоговское дыхание делает упор на длительном глубоком выдохе, чтобы максимально возможное количество старого спертого воздуха могло быть удалено и заменено свежим воздухом Чем больше воздуха выдавлено, тем больше свежего воздуха поступает в легкие из атмосферы, так как не может быть какого-либо вакуума в альвеолах.

Поэтому, при тренировке йоговского дыхания первый урок начинается со вдоха и выдоха, поддерживая состояния 1:2, начиная со вдоха в четыре секунды и двойной продолжительности выдоха, то есть восемь секунд. Затем пропорция медленно увеличивается и под руководством учителя каждый сможет со временем достичь более высоких соотношений.

Когда обучающиеся правильно освоили вдох и выдох, следующий шаг состоит в пропорциональной задержке дыхания. Согласно йоговскому дыханию соотношение между вдохом и задержкой 1:4. Задержка в четыре раза длиннее вдоха, а выдох всегда в два раза длительнее вдоха. Следовательно, соотношение между длительностями вдоха, задержки и выдоха составляет 1:4:2. Программой минимум для начала является вдох в четыре секунды, задержка в шестнадцать секунд и выдох в восемь секунд и затем медленно двигаться к соотношению пять, двадцать, десять; восемь, тридцать два и шестнадцать.

Удивительно то, что некоторые люди могут задерживать дыхание на большое время, но при длительном медленном выдохе они вскоре изнемогают. Это показывает, что дышат они неправильно. Некоторые люди могут делать длительный глубокий вдох, но когда их просят выдыхать в два раза дольше чем вдыхать, они находят, что это очень трудно. Для получения максимальной пользы от пранаямы (йоговского дыхания) ученикам всегда рекомендуется начинать со вдоха и выдоха под руководством компетентного учителя, который знает в чем заключаются трудности и который сам прошел через различные трудные ступени. Всегда рекомендуется делать все дыхательные упражнения под руководством преподавателя йоги. Настоящая подготовленность и квалификация преподавателя йоги заключается в том, что он высоко Духовен, добросердечен, обладает широким кругозором и отсутствием предвзятости и, более того, он абсолютно бескорыстен в своих занятиях и никогда не превращает в источник дохода свою профессию. Только под руководством таких учителей можно добиться действительного прогресса в пранаяме и духовной практике. Более того, настоящий учитель не будет просто обучать только физическому дыханию.

Далее: ПРАКТИКА ЙОГОВСКОГО ДЫХАНИЯ ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ НАДИ
 
14570(+1)·31/07/2007·комментарии 0 



ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПРАН ИЛИ ПЯТЬ ТИПОВ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ

Прежде чем ученик будет использовать ПРАНАЯМУ для пробуждения кундалини, он должен иметь правильное представление о пяти основных ПРАНАХ или пяти типах жизненных сил и их функциях. Хотя ПРАНА одна, она существует в пяти формах: ПРАНА, АПАНА, САМАНА, УДАНА и ВЬЯНА, в соответствии с различными функциями, которые она выполняет.
Вместилищем ПРАНЫ является сердце, АПАНЫ — задний проход. САМАНЫ — область пупка, УДАНЫ — гортань, тогда как ВЬЯНА пронизывает все и движет все в теле.

Функцией ПРАНЫ является дыхание, и она имеет цвет красного самоцвета; АПАНА заведует выделением и ее цвет является смесью белого и красного, САМАНА выполняет усвоение пищи и ее цвет что-то среднее между цветом чистого молока и цветом хрусталя; УДАНА заведует глотанием (проглатыванием пищи) и она просто белого цвета. Предполагается также, что УДАНА ПРАНА выполняет функцию засыпания. ВЬЯНА осуществляет кровообращение и напоминает цвет орселя (или цвет луча света).

Таким образом, согласно философии йоги, все видимое и невидимое, что происходит во вселенной и в теле, является деятельностью ПРАНЫ, которая проявляется в различных формах. Вся деятельность человеческого тела автоматически подпадает под действие ПРАНЫ и это космическая ПРАНА, которая функционирует в теле, называется ПАНЧА ПРАН или пять жизненных сил, в соответствии с природой и выполняемой ею функциями.

Эти пять пран действуют через пять вспомогательных нервных центров в головном и спинном мозге.

Прана через шейную часть автономной нервной системы управляет речью и голосовым аппаратом, дыхательными мышцами и движениями пищевода.

АПАНА ПРАНА управляет главным образом автономным действием выделительного аппарата тела - почки, мочевой пузырь, половые органы, толстая кишка и прямая кишка через поясничную часть автономной системы.

САМАНА ПРАНА управляет таким органом секреции системы пищеварения, как желудок, печень, поджелудочная железа и кишечник через симпатическую часть автономной системы в грудной области.

УДАНА ПРАНА функционирует над гортанью и управляет всеми автоматическими функциями, которые подпадают под головные отделы автономной нервной системы. Она действует также как духовная сила, которая отделяет астральное тело от физического тела во время смерти.

ВЬЯНА ПРАНА пронизывает все тело. Она управляет произвольными и непроизвольными движениями мышц всего тела и движениями суставов и окружающих их структур, Она также помогает держать все тело прямо, генерируя бессознательные рефлексы вдоль спинного мозга.

Кроме пяти основных ПРАН имеется еще пять УПА ПРАН или пять второстепенных жизненных сил: НАГА, КУРМА, КРИККАРА, ДЕВАДАТХА и ДЖАНАНДЖАЯ. НАГА ВАЙЮ выполняет функцию извержения и приводит в сознание КУРМА открывает веки (закрывает веки перед сном) и вызывает видение; КРИККАРА вызывает чиханье, голод и жажду; ДЕВАДАТХА вызывает зевоту и ДЖАНАНДЖАЯ рассеяна во всем теле и не покидает физическое тело даже после смерти.

Каждая из этих пяти пран управляется пятью ВАЙЯ, или нервными импульсами. Они называются по имени пяти пран: ПРАНАВАЙЯ, АПАНИ ВАЙЮ, УДАНА ВАЙЮ, ВЬЯНА ВАЙЮ, САМАНА ВАЙЮ.

Слово ВАЙЮ в йоговской литературе используется для описания конкретного нервного тока или импульса, который является одним из свойств нерва. Эти ВАЙЯ :или нервные токи получаются или генерируются ПРАНАМИ, расположенными в различных сплетениях симпатической части автономной системы. Каждое сплетение является независимым нервным центром, который может получить и генерировать нервные импульсы.

Во время выполнения ПРАНАЯМ ПРАНА ВАЙЮ генерируется при вдохе, а АПАНА ВАЙЮ генерируется при выдохе. ПРАНА ВАЙЮ является афферентным импульсом, идущим к мозгу или нервным центрам, а АПАНА ВАЙЮ — эфферентным импульсом, идущим от мозга и нервных центров.

Во время задержки дыхания при ПРАНАЯМЕ йог объединяет ПРАНУ ВАЙЮ и АПАНУ ВАЙЮ (афферентный и эфферентный нервные импульсы) в МУХАДХАРЕ ЧАКРЕ (тазовом сплетении). Когда эти два импульса объединяются в основном нервном центре (тазовом сплетении), тогда этот центр начинает действовать подобно динамо, направляя огромное количество энергии ПРАНЫ, чтобы стимулировать связанную энергию КУНДАЛИНИ, дремлющую в этом центре.

Когда КУНДАЛИНИ становится активным, он будет пытаться двигаться вверх через канал в СУШУМНЕ, Это первое пробуждение КУНДАЛИНИ ШАКТИ. Когда кундалини разбужена, в теле могут происходить разнообразные реакции. В начале канал СУШУМНЫ в спинном мозге не открыт хорошо и будет большое сопротивление подъему кундалини вверх.

Здесь я хотел добавить кое-что о первоначальных реакциях, которые я испытал во время моего упражнения в ПРАНАЯМЕ, что будет полезно для успевающих учеников при дыхательных упражнениях.

Первой реакцией, особенно во время БХАСТРИКА ПРАНАЯМЫ, было чувство приятной теплоты в тазовом сплетении (МУЛАДХАРЕ). Это было обусловлено начальной вибрацией, вызванной частично объединившимися нервными импульсами ПРАНЫ и АПАНЫ. Это ощущение тепла чувствовалось в течение нескольких дней во время выполнения ПРАНАЯМЫ. Затем однажды тепло в нижней части позвоночника стало очень интенсивным, но весьма приятным, во время задержки дыхания. Это продолжалось несколько дней. По мере увеличения тепла в нижней части позвоночника возникало своеобразное ощущение, похожее на водоворот в реке. Это ощущение кручения обусловлено реакцией КУНДАЛИНИ ШАКТИ. Медленно и постепенно это ощущение связанной энергии КУНДАЛИНИ, поднимающейся вверх, становилось интенсивным. В начале, когда энергия начинала подниматься вверх через СУШУМНУ в позвоночном столбе, она становилась активной, как бы проводом высокого напряжения, посылающим ток ПРАНЫ к каждой клеточке тела через нервную систему. В начале тело начинало вибрировать и дрожать, когда СУШУМНА была активной. Временами реакция была столь сильной, что тело выбрасывало из сиденья. Но все время в течение задержки дыхания ощущалась необычная радость, которую нельзя выразить словами.

По мере того как упражнения в ПРАНАЯМЕ при правильной диете продолжалось несколько месяцев, ПРАНА начала двигаться устойчиво в СУШУМНЕ, что можно было почувствовать различными видами ощущений и радости, тогда как ощущение вибрации и дрожи в теле становилось все слабее и слабее и наконец исчезло. Дрожь тела была вызвана внезапным поступлением ПРАНЫ в СУШУМНУ НАДИ и когда она еще не была полностью очищена. Длительное выполнение очищающих дыхательных упражнений требуется, чтобы СУШУМНА стала полностью открытой и активной. Первоначально управлять телом сознательно, когда оно начинало вибрировать, было невозможно. Это было вызвано частично загрязнениями в СУШУМНЕ а частично не совсем правильным выполнением замков или БАНДХ (МУЛА БАНДХА или сжатие заднего прохода и ДЖАЛАНДХАРА бандха или замок подбородка), которые будут описаны в конце этой главы.

Когда эти замки выполняются правильно во время задержки дыхания и когда СУШУМНА свободна от загрязнений, тогда сколько угодно ПРАНЫ может быть передано в СУШУМНУ. Потребуется несколько месяцев, прежде чем такой контроль станет возможным. Очищение НАДИЙ (физических и астральных нервных каналов) является существенным для получения духовного опыта, которое может потребовать несколько лет занятий. Это очищающее упражнение для НАДИЙ называются АНУЛОМА ВИЛОМА, или попеременное дыхание.

Эти опыты являются убедительными и могут быть достигнуты каждым, кто искренне выполняет ПРАНАЯМЫ при правильной диете и под руководством учителя. ПРАНАЯМА важна в контроле тела и ума.

 
Далее: ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ ЙОГОВСКОГО ДЫХАНИЯ ИЛИ ПРАНАЯМЫ
7099·31/07/2007·комментарии 0 



ЗНАЧЕНИЕ ПРАНАЯМЫ. ВЛИЯНИЕ ПРАНЫ НА НЕРВНУЮ СИСТЕМУ.

ЗНАЧЕНИЕ ПРАНАЯМЫ
ПРАНАЯМА является одним из наиболее важных занятий во всех формах йоги. Практикуя ПРАНАЯМУ, йог получает возможность контролировать нервную систему и достигать, тем самым, постепенно контроля над Праной, или жизненной энергией и разумом.

Дышать означает жить и жить означает дышать. Все живущее зависит от дыхания и прекращения дыхания — это прекращение самой жизни. От первого крика новорожденного до последнего вздоха умирающего нет ничего, кроме последовательности вдохов. Мы постоянно истощаем наши жизненные силы, или энергию ПРАНЫ, размышлениями, желаниями, действиями и т. п. Каждая мысль, каждое желание или движение мышц используют эту жизненную силу и, следовательно, необходимо постоянное пополнение ее запасов, которое возможно в основном только с помощью дыхания.

Как кислород доносится потоком крови до всех частей тепа, строя их и пополняя, так и прана доставляет во все части нервной системы. Если мы знаем, что йоги получают большую часть своей энергии из воздуха, тогда важность правильного дыхания легко понять. Каждый, кто упражняется в дыхании регулярно и систематически, тот может чувствовать в своем собственном теле этот большой эффект поглощения ПРАНЫ.

Когда человек вдыхает, он набирает ПРАНУ и запасает ее в различных нервных центрах, главным образом в солнечном сплетении. Чем больше ПРАНЫ он набрал, тем большими жизненными силами он будет обладать. Е практике ПРАНАЯМЫ разум играет большую роль и важно наблюдать сознательно за тем, что происходит при акте дыхания.

На Западе существуют многочисленные школы, в которых, с целью укрепления физического здоровья, обучают правильному дыханию. Даже беременных женщин учат некоторым видам дыхательных упражнений, которые напоминают йоговское дыхание для естественных безболезненных родов. Во время деторождения, с каждой схваткой женщина, готовящаяся стать матерью, делает несколько быстрых вдохов и задерживает дыхание. Такое дыхание устраняет боль и ребенок рождается естественным путем, если мать осознает каждый шаг естественного акта появления ее ребенка на свет.

Йоги заявляют, что правильные навыки дыхания, вместе с естественной диетой, возродили бы человечество и современные болезни цивилизованного человека, такие как гипертония, болезни сердца, астма, туберкулез и т. д. остались бы только в качестве медицинских терминов в словарях. В дополнение физическим благам, приносимым дыханием, учение йоги показывает, что благодаря ПРАНАЯМЕ энергия воли, самоконтроль, способность концентрироваться, моральные качества и даже духовное развитие человека могут быть ускорены и усилены.

 

 

ВЛИЯНИЕ ПРАНЫ НА НЕРВНУЮ СИСТЕМУ

Имеются два нервных потока по сторонам позвоночника и полный канал, называемый СУШУМНА, который проходит через спинной мозг. В основании этого канала располагается местонахождение КУНДАЛИНИ или змеиной энергии и мощи.

Когда спящая энергия КУНДАЛИНИ пробуждается с помощью различных ПРАНАЯМ и концентрации, она стремится пройти по этому полому каналу и по мере того, как она поднимается от нижних нервных центров к верхним, слой за слоем разума открывается и к йогу приходят многие силы и видения. И когда КУНДАЛИНИ достигает последнего и самого верхнего центра, САХАСРАРА ЧАКРА (тысячелепестковый лотос), в мозгу, йог становится совершено отдельным от тела, его разум и душа освобождаются от всех ограничений, накладываёмых временем и пространством. В этот момент йог реализует свое вечное существование и радуется блаженству сверхсознательного состояния.

Йоги с помощью ПРАНАЯМЫ открывают канал СУШУМНУ в позвоночном столбе, который закрыт на нижнем конце, расположенным вблизи крестцового сплетения. Шесть сплетений, имеющих свои центры и спинном мозге, могут быть очень хорошо сопоставлены с шестью ЧАКРАМИ в СУШУМНЕ.

Мы должны попомнить из физиологии, что имеется два вида деятельности нервных токов: афферентный, или сенсорный, который переносит ощущения к мозгу и эфферентный, или двигательный, от мозга к телу, Следует также вспомнить, что центр, который управляет дыхательной системой, обладает разновидностью регулярного действия на нервные токи.

Имеется десять НАДИЙ (тонких нервных стволов) через которые нервные токи, или ПРАНА, движутся. Из этих десяти НАДИЙ основными являются три: ИДА, ПИНГАЛА и СУШУМНА. Из этих трех надий сушумна, расположенная в позвоночном столбе, является наиболее важной для йогов. СУШУМНА играет большую роль в ПРАНАЯМЕ. С помощью отдельных ПРАНАЯМ и концентрации йоги сознательно извлекают ПРАНУ из ИДЫ и ПИНГАЛЫ и направляют ее в СУШУМНУ, которая становится активной. Когда НАДИ ИДА и ПИНГАЛА лишены жизнедеятельности действием СУШУМНА НАДИ, для йога не существует ни дня, ни ночи. Когда СУШУМНА действует, йог может преодолеть ограничения времени и пространства.

Мы видим теперь, почему необходимо овладеть пранаямой для того, чтобы заставить СУШУМНА НАДИ действовать. Мозг получает все ощущения через нервные волокна: аналогично все послания передаются от мозга только через нервную систему. НАДИ ИДА и ПИНГАЛА йогов соответствуют стволам сенсорных и моторных нервных волокон в спином мозгу, через которые передаются афферентный и эфферентный потоки. Но, согласно йоговской системе, разум может посылать нервные токи без помощи ИДЫ и ПИНГАЛЫ. Если мы возьмем в качестве аналога телеграф и радио, мы можем легко понять, как разум может отправлять и принимать токи без помощи ИДЫ и ПИНГАЛЫ. В телеграфе сообщения передаются по проводам, но радио совсем не нуждается в каких-либо проводах. Йоги используют беспроводной метод передачи нервных токов. Но тогда возникает вопрос, зачем это нужно. Ответ заключается в том, что делая так, мы будем свободны от вещества.

Когда СУШУМНА НАДИ в позвоночном столбе активизируется с помощью ПРАНАЯМЫ и некоторых других процессов, предписываемых ХАТХА ЙОГОЙ, тогда только можем мы освободиться от зависимости от вещества. С помощью таких упражнений йог делает свою СУШУМНА НАДИ АКТИВНОЙ. С помощью этого знания своей связи с объективным миром, которая находится в открытом состоянии, он видит себя проникающим во всю вселенную и соединяющимся с ней.

У обычных людей СУШУМНА закрыта на нижнем конце и через нее не проходит нервный поток. Этот канал СУШУМНЫ может быть открыт с помощью ПРАНАЯМЫ. Когда канал СУШУМНЫ открыт и активен, ПРАНА воздействует на энергию КУНДАЛИНИ в МУЛАДХАРЕ и тогда КУНДАЛИНИ поступает в СУШУМНА НАДИ. Когда вся эта сжатая энергия проходит от центра к центру, она будет восприниматься йогом в ее тонкой или грубой форме. И когда эту огромную массу энергии заставляют двигаться вдоль СУШУМНЫ и она попадает в последний центр, САХАСРАРА ЧАКРУ происходит прямое восприятие себя. Эго прямое восприятие себя без помощи обычных чувств называется просветлением или сверхсознательным восприятием, где не существует ограничений «я», обусловленных разумом или веществом.

Таким образом возбуждение КУНДАЛИНИ с помощью ПРАНАЯМЫ и других методов ХАТХА ЙОГИ является одним из путей реализации «я» или чистого сознания. КУНДАЛИНИ ШАКТХИ может быть возбужден также и другими методами, такими как, преданность и любовь к богу, интенсивной медитацией на КУНДАЛИНИ ШАКТХИ, силой аналитической воли философов Веданты или йогов ДЖАНА ЙОГИ.

Всюду, где присутствует эта особая мудрость или знания, должно быть, по меньшей мере, частичное проявление КУНДАЛИНИ. Все веды религиозных культов, от дикаря до цивилизованного человека, вели к этой единственной цели пробуждения этой энергии и многие из молящихся невежественно спотыкались в такой практике, которая приводит в действие часть КУНДАЛИНИ ШАКТХИ на очень короткое время.

Таким образом та высшая, вселенская мать природы, которой люди поклоняются под различными именами и в различной вере, со страхом и страданиями, является жизненной энергией, которая спрятана в каждом человеке как КУНДАЛИНИ ШАКТХИ - источника бессмертия и вечного счастья. Это йоги объявляют всему миру.

 

Далее: ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПРАН ИЛИ ПЯТЬ ТИПОВ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ
6728·31/07/2007·комментарии 0 



Глава 5. Покорение старости упражнениями йоги

В предыдущих главах мы рассматривали терапевтическую ценность практики йоги. В этой главе мы будем рассматривать технику выполнения различных поз, их полезность и их влияние на мышцы, суставы и сочленения, связки, железы и лимфатические узлы.Физическое тело можно сравнить с автомобилем. Чтобы автомобиль передвигался, необходимы топливо, электрический ток для его зажигания, система охлаждения, смазка и подготовленный водитель для управления движением. Мы знаем, что нет автомобиля, который мог бы функционировать без упомянутых выше требований. Точно так же физическое тело не может функционировать в течение длительного времени без топлива, электрического тока, системы охлаждения, смазки и направляющего интеллекта. подробнее →
6745·19/06/2007·комментарии 0 



ПРЕДИСЛОВИЕ от автора

ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ 1988 г.
Когда я пишу это введение к "Полной иллюстрированной книге йоги", человечество все глубже и глубже погружается в кризис. Но все же нас ждет светлое будущее. Переход от 20 к 21 столетию может принести нам технологический рай. Настает век, в котором суперкомпьютеры помогут решить общественные и экологические проблемы, в котором сверхпроводники сведут к минимуму расход энергии, а роботы будут выполнять неподходящую для людей работу, что позволит увеличить время досуга и продолжительность жизни. Новые медицинские препараты приведут, возможно, к контролю над СПИДом и другими страшными болезнями. Возможно, вскоре выращивание овощей на космических станциях станет таким же обычным делом, как сейчас е наших домах, а, возможно, мы и сами сможем совершить перелет на другие планеты, как в древности люди переселялись в новые страны. подробнее →
7193·18/06/2007·комментарии 0 



Правильное дыхание (пранаяма)

Правильное Дыхание - один из пяти фундаментальных принципов Йоги, согласно учению  Свами Вишну-девананды.Большинство людей использует для дыхания только часть объема своих легких. Они дышат неглубоко, только расширяя ноздри. Их плечи горбятся, шея и верхняя часть спины болезненно напряжены. Они страдают от нехватки кислорода. Этим людям будет полезно изучить полное дыхание йоги.
подробнее →
31750·28/05/2007·комментарии 3 



   1 

показано 8 [ 1% ]

без фильтра
дыхание

Опрос
Правильное питание - один из основных принципов Йоги. Йоги считают правильным вегетарианство. А какую систему питания предпочитаете Вы?
согласен с йогами: лакто-вегетарианство
веганство
раздельное питание
макробиотика
сыроедение
ем, что попало

 
Наши группы в социальных сетях: классическая йога, правильное питание, Аюрведа

Наши группы В контакте! Присоединятесь:

Йога. Путь домой. Классическая йога в традиции Свами Шивананды
Мы есть то, что мы едим. Правильное питание. Вегетарианство
Красивой быть не запретишь! (Все о том, как поддерживать красоту и молодость природными средствами. Что такое натуральная косметика. Советы Аюрведы).
Практическая пермакультура и органическое земледелие.

 

Музыка
 · Srimad Narayana

Темы

Слова

Популярные

Высказывание

Созерцать Господа в каждом существе или форме, осознавать Его всюду, всегда и во всех состояниях жизни, видеть, слышать, вкушать и осознавать всё как Бога - это моё вероисповедание. Жить в Боге, таять в Боге и растворяться в Боге - это моё вероисповедание.
Свами Шивананда


Общение

Стиль жизни
Весеннее настроение: оригинальные подарки к 8 Марта
Наступил 2015-ый! Всем счастья, мира и любви!!!
Йога работает. 3-дневная программа с йога-ачарьей Свами Шивадасанандой
Как работает йога?

Вырезки из публикаций

Для ухода за кожей лица и тела вместо кремов и лосьонов, произведенных промышленным способом, Аюрведа рекомендует применять натуральные растительные масла. Сегодня речь пойдет о кунжутном масле. В Аюрведе это одно из самых используемых масел.

Йога в мире

 

 





Темы

Библиотека

Галерея

Форум

Школа

Шивананда Йога

Учителя Шивананда Йоги

Ашрамы и центры

Аюрведа

Васту

Ведическая астрология

 3.0a  © Школа йоги 2016 — +7 (925) 893-15-70

Школа
классической йоги

в традиции Свами Шивананды

Записаться на занятия
Как начать
Цены
Как нас найти
Классы
Курсы
Семинары
Контакты
 

 

+7 (925) 893-15-70
 

Свами ШИВАНАНДА (1887-1963)

 
Свами ВИШНУ ДЕВАНАНДА
(1927-1993)
 
Новости школы йоги
· Занятия продолжаются
 Ждем всех желающих на занятия по четвергам. Начало в 19.15. /.../

· Курс йоги для начинающих
Следующий курс для начинающих в воскресенье 19-ого апреля. Начало занятий в 11.00. /.../

· Следующий курс для начинающих с 11 апреля 2015 года
 У вас еще есть шанс до начала летних каникул начать заниматься йогой!Следующий курс йоги для начинающих начнется в зале на Соколе с 11 апреля. Он будет проходить по субботам и воскресеньям. Всего 4 занятия. Потом можно продолжить практику в основном классе. /.../

· Курс для начинающих с 28 марта 2015 года
Хотите помолодеть на пару лет за 1 месяц? Сбросить несколько лишних килограммов, накопленных за зиму? Приходите на йогу!С 28 марта по субботам и воскресеньям курс йоги для начинающих!Ждем Вас в центре на Соколе. /.../

· Новый зал на Соколе
Наконец-то нам есть, чем порадовать тех, кто хотел бы заниматься йогой на Соколе. Теперь занятия в новом зале по адресу ул. Новопесчаная, д. 23, корп. 1 Ждем вас, как всегда, по четвергам к 19.00. /.../

· Йога на Соколе, йога на Полежаевской
 С 23-его октября занятия в районе Сокол-Полежаевская будут проводится во новому адресу. Обращаем Ваше внимание, что мест мало, записывайтесь заранее. /.../

· Йога-каникулы в Литве
Посещать йога-классы 1-2 раза в неделю в городе - это хорошо. Но ничего нет лучше погрузиться в йогу целиком. /.../

· 30 января - открытый урок!
 Ждем начинающих в зале на Соколе! В четверг 30 января, начало в 19.00. Приходите попробовать! Занятие бесплатное!Не забудьте записаться. /.../

· Открытый урок по йоге 14 ноября в зале на Соколе
Приглашаем всех желающих на бесплатное ознакомительное занятие в зал на Соколе 14 ноября в 19.00. /.../

· Открытый урок по йоге 26 сентября в зале на Соколе
Если вы хотите начать заниматься йогой, то наше предложение именно для вас! Йога-класс в зале на Соколе в четверг 26-ого сентября с 19.00 до 21.00 может посетить любой желающий БЕСПЛАТНО! Возьмите спортивную одежду и не ешьте за 2 часа до занятия. Еще вам понадобятся тапочки, чтобы пройти в раздевалку. А занимаются йогой босиком (или можно одеть носки). Вы можете воспользоваться нашим ковриком или принести свой. /.../