Войти | Стать участником
йога. гармония. мир
   Темы   Библиотека   Галерея   Форум   Школа

УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ. СОЗНАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ СОЗНАНИЕМ

ЧТО ТАКОЕ СОЗНАНИЕ?
1. Сознание - это атма-шакти (энергия Высшего "Я").
2. Именно в сознании Бог проявляется как вселенная.
3. Сознание сформировано из тонкой материи.
4. Сознание - это тонкая энергия.
5. Прана вибрирует в сознании, и в сознании рождаются мысли.
6. Сознание - это совокупность впечатлений, мыслей, васан (желаний) и стремлений.
7. Семя сознания - эго.

МОДИФИКАЦИИ СОЗНАНИЯ
8. Сознание выполняет пять функций пяти органов восприятия и познания (джняна-индрий).
9. Сознание характеризуется тремя гулами, или качествами: это саттва, раджас и тамас.
10. Похоть, гнев, жадность, ревность, гордыня, обман, эгоизм, симпатия и антипатия - все это волны в сознании.
11. Беспокойство сознания проходит, когда исчезают все желания.
12. Сознание очищается благодаря практике бескорыстного служения, джапы (повторения имен Бога), тапаса (аскетизма и духовной дисциплины), правильного поведения, ямы (самоконтроля) и медитации.
13. Сознание, наполненное саттвой, - это шуддха-манас, или чистый сознательный разум.
14. Сознание, наполненное раджасом и тамасом, - это ашуддха-манас, или нечистый сознательный разум.
15. Для сохранения психического здоровья необходимы: умственное
расслабление, молитвенная джапа, медитация, хорошее расположение духа, саттвическая еда, изучение религиозных книг.

О ЧЕМ ВЫ ДУМАЕТЕ - ТЕМ ВЫ И СТАНОВИТЕСЬ
16. Сознание принимает форму любого объекта, на который оно направлено.
17. Если вы думаете о яблоке, то ваше сознание принимает форму яблока.
18. Если вы размышляете об образе Господа Иисуса, то ваше сознание принимает образ Господа Иисуса.
19. О чем вы думаете, тем вы и становитесь. Это непреложный психологический закон.
20. В состоянии бодрствования ваше сознание пребывает в головном мозге.
21. В состоянии сна со сновидениями ваше сознание обитает в горле.
22. В состоянии глубокого сна ваше сознание покоится в сердце.

СОЗНАНИЕ И ПРАНА
23. Прана - это соединительный канал между телом и сознанием.
24. Если вы управляете праной, или сексуальной энергией, вы можете управлять сознанием.
25. Управляя сознанием, вы способны управлять и праной.
26. Контролируя дыхание, вы контролируете сознание.
27. Космический разум-это универсальный разум Бога. Это сверхсознательный разум.
28. Сознательный разум оперирует через мозг в бодрствующем состоянии.
29. Подсознательный разум - это читта. Все впечатления откладываются в подсознании.
30. В каждый конкретный момент объектом внимания может стать лишь одна мысль.
31. Практика пранаямы помогает достичь психического равновесия.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ СТЕНА
32. Сознание - это разделительная стена между душой и телом.
33. Сознание - это главнокомандующий. Чувства - это солдаты.
34. Эгоизм, жадность, ревность, тщеславие - это свита сознания.
35. Человек говорит: "Мои мысли блуждали; я не видел. Мое внимание отвлеклось; я не слышал".
36. Человек "видит" благодаря сознанию, и "слышит" благодаря сознанию.
37. Успокоение и фиксация внимания на одной точке называется абхьясой.

УПРАВЛЕНИЕ СОЗНАНИЕМ
38. Можно управлять сознанием при помощи практики абхьясы и вайрагьи (бесстрастности, непривязанности).
39. При длительной практике, усердии и вере можно войти в самад-хи, или сверхсознательное состояние.
40. Без бесстрастия, отрешенности и безразличия к чувственным удовольствиям не может быть духовного прогресса.
41. Очистите нечистое сознание чистым, или высшим сознанием, а потом трансцендируйте и само высшее сознание.
42. Чувства ничего не могут сделать без сотрудничества с сознанием.
43. Не пытайтесь отгонять непристойные и грязные мысли. Чем сильнее вы их гоните, тем упорнее они к вам возвращаются.
44. Наполняйте сознание божественными мыслями. Грязные мысли постепенно исчезнут сами по себе.
45. Не пытайтесь управлять сознанием насильственными методами. Это жалкие усилия, которые обречены на провал.
46. Применяйте испытанные и разумные методы. Вы сможете легко управлять сознанием.

ПРИЧИНА РАБСТВА
47. Сознание находится у истока сансары, или мирового процесса.
48. Желание - это горючее. Мысль - это огонь.
49. Отстранитесь от желания, и огонь мысли погаснет сам собой.
50. Сознание подобно океану; мысли - это волны.
51. Сознание - это "орган" ощущений и мыслей.
52. Сознание "размышляет", интеллект определяет, эгоизм приписывает себе, подсознание увековечивает.
53. Когда сознание саттвическое, спокойное и чистое, вас озаряют проблески или вспышки интуиции.
54. Сознание и прана взаимозависимы. Прана - это "верхняя одежда" сознания.
55. Там, где есть прана, есть сознание; где есть сознание, там есть прана.
56. Бодрствующее состояние, состояние сна со сновидениями и состояние глубокого сна - вот три состояния сознания.
57. Психическая деятельность - это реальная деятельность. Мышление - это реальный процесс.
58. Раджасическое сознание жаждет разнообразия и новых ощущений. Его отвращает монотонность.
59. Смена деятельности - это смена внутренней психической деятельности.
60. Сознание - это страж у ворот. В каждый момент времени оно пропускает только по одной мысли в ментальный дворец.

ВОПРОСЫ
1. Что такое сознание?
2. Как взаимосвязаны сознание и прана?
3. Как очистить сознание?
4. Как управлять сознанием?
5. В чем разница между космическим, подсознательным и сознательным разумом?
6. Охарактеризуйте связь сознания с мыслью.
7. Где обретается сознание в состоянии бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна?
8. Что такое абхьяса?

УРОК ПЯТЫЙ
7508·28/08/2007·комментарии 0 



РАЗУМ, ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО

При анализе времени и пространства мы приходим к одному выводу. Время представляет собой движение разума. Разум может думать только при условии "до", "сейчас", "потом", или о прошлом, о настоящем и о будущем. Согласно философии йоги "реальность" стоит вне времени и пространства. Эго означает, что все, что мы сознаем, обдумываем или познаем, есть результат связи с разумом. Разум может выполнять свои функции только в пространстве и времени, точно так, как художник может писать картины только на холсте или аналогичной основе. Без основы не может быть написана картина. Также без помощи времени и пространства разум не может думать. В момент, когда вы пытаетесь успокоить разум, время и пространство исчезают и возвращаются, когда разум начинает движение. Поэтому фактически, разум, время и пространство являются одним и тем же. Разум не может существовать независимо от времени, как пространство и время не могут существовать независимо от разума. Разум, время и пространство похожи на три точки треугольника.
Все, что мы различаем в пространстве и времени, изменяется и приводит к разного рода впечатлениям в зависимости от природы разума и различающего. Поэтому "реальность", или Бог, субстрат, стоящий за всем, не может познаваться в пространстве и времени, ибо не существует изменений в Боге.

Как тогда можно познать "реальность" или Бога? Ответ заключается в том, что мы должны выйти за пределы времени и пространства. Это означает, что мы должны выйти за пределы разума или успокоить движение разума. Когда разум спокоен, нет идеи времени и пространства, Это означает, что нет внешнего сознания кроме сознания "Я", в котором нет изменений.

Это осознание "Я" называется самореализацией, или реализацией Бога, которая возможна только, когда мы выходим за пределы разума, времени и пространства.

"Я" как чистое сознание представляет собой реальность, которая бесконечна, постоянна и никогда не изменяется. Однако для того, чтобы получить возможность восприятия "Я", мы должны расщепить его на отдельные моменты: представить восприятие как неопределенную серию отдельных моментов, вне которой для нас существует только один. Другими словами, когда реальность осознается, мы называем ее "настоящим". То, что мы не видели и не видим, мы называем "прошлым". То, что мы не видим в данный момент, но ожидаем, мы называем "будущим".

Поэтому время, прошлое и будущее, основано на реальности "Я", которую индусская философия называет "вечное настоящее" или "вечное существование".

Теперь давайте проанализируем нашу связь с прошлым, настоящим и будущим. Строго говоря, ни прошлое, ни настоящее и ни будущее не существует для нас. И мы до сих пор продолжаем жить в реальности настоящего, которое исчезает, чтобы появиться в прошлом, и протаскиваем будущее в настоящее тоже лишь для того, чтобы оно постоянно исчезало в прошлом.

Остановитесь здесь и подумайте немного, и вы согласитесь с индусской философией отсутствия существования мира, мира, существующего только в какой-то фантасмагории иллюзий, вспыхивающего и исчезающего в разуме.

Мы считаем, что прошлое не существует, так как оно прошло, исчезло, превратилось во что-то другое. Будущее также не существует, так как оно не существует в настоящий момент, оно еще не наступило. Теперь, что такое "настоящее"? Это то, что не существует, потому что не имеет измерения. Настоящее — это интервал времени, или момент времени, когда будущее превращается в прошлое. Этот момент перехода явления из одного несуществования (будущего) в другое несуществование (прошлое) представляет собой настоящее, являющееся фикцией, так как в настоящий момент не имеет измерения. Этот настоящий момент никогда не может быть схвачен и измерен. Мы схватываем обычно прошлое. Таким образом, мы должны признать здесь, что ни настоящее, ни прошлое, ни будущее не существует. Поэтому прошлое — это то, что исчезло, оставляя впечатление, что настоящее не существует, так как невообразимое время настоящего времени прошло через сознание, прежде чем мы успели его схватить, и окончилось где-то в бесконечном порочном цикле ничего.

Обычно мы не берем этого в расчет и постоянно обманываемся мнимой реальностью мира, созданного разумом. В заключение следует сказать, что время и пространство являются другими аспектами разума.

Понятия времени различаются в зависимости от развития разума. Животные имеют свое собственное понятие времени, которое совершенно отличается от нашего. Хотя животные и птицы не имеют календаря, чтобы определять, когда им совершать перелет или впадать в спячку, они выполняют все эти функции, необходимые для их существования, инстинктивно. Поэтому концепция времени животных и птиц направлена на выполнение одного действия за другим, так как им подсказывает природа. Эти естественные действия животных в разные сезоны и времена года направляются инстинктивным разумом.

Следует напомнить, что продолжительность жизни многих животных и птиц намного короче, чем у людей, хотя она представляется им такой же длинной, как у нас. Поэтому, если продолжительность жизни обезьян 20 лет, то эти 20 лет представляются обезьянам, также как нам представляются 100 лет. В течение 20 лет жизни обезьяна может выполнить все естественные функции между рождением и смертью, для чего человеку требуется 100 лет. Для разума обезьяны 20 лет могут представляться как 100 лет, так как разум может создавать иллюзию превращения 100 лет в 15 и 15 лет в 100. Даже в нашей повседневной жизни происходят подобные явления, хотя мы не обращаем на это большого внимания. Возьмем состояние мужа, ждущего в аэропорту прибытия своей жены, которая отсутствовала долгое время. Теперь предположим, что самолет опаздывает на час. Разум мужа будет создавать такое состояние, при котором каждая минута будет представляться часами. Теперь возьмем состояние того же мужа после прибытия его дорогой жены. Его разум начинает сейчас функционировать в обратном порядке, так как он очень счастлив видеть свою жену и время будет бежать так быстро, что он не сможет даже осознать, что прошли часы.

В этот счастливый момент оп получает сообщение, что должен далеко уехать прямо на следующий день, покидая свою жену на несколько месяцев по делам, и каждый час будет снова проходить как несколько минут, так как приближается время покинуть жену.

Поэтому при концентрации разума или когда разум в очень счастливом настрое, время представляется летящим быстро. А кода разум находится в постоянном беспокойстве и в сильном возбуждении вследствие забот и тревог, время представляется идущим медленно.

Кроме того, во сне целая серия событий двадцати лет представится в течение 15 минут, хотя время этих 15 минут равно 20 годам в бодрствующем состоянии — но лишь пока человек не проснется. Поэтому время в бодрствующем состоянии и время со сне правдивы только в сравнительном смысле. Оба времени являются ложными, созданными разумом - одно во сне, другое наяву.

Как для нашего разума продолжительность жизни животных представляется очень короткой, так и для высших существ, живущих в высших умственных планах, наша продолжительность жизни в 100 лет представляется всего лишь как один день.

Для того чтобы показать разницу времени в различных уровнях, есть старая история в одном из священных писаний — Шримад Бхагавата.

Однажды великий король попал в царство Брахмы, чтобы узнать имя хорошего мужа для своей дочери. После прибытия на суд Брахмы он подождал несколько минут и высказал свою просьбу. К его удивлению Брахма ответил: "О король, когда ты вернешься на землю, ты не увидишь никого из своего народа, друзей или родственников и даже своих городов и дворцов. Хотя ты прибыл сюда с земли только несколько минут назад, эти несколько минут в этом мире равны нескольким тысячам лет для народа земли" (Разница во времени каждого мира предлагается в конце данной главы). "Когда ты возвратишься сейчас на землю, будет новый век, и ты увидишь брата бога Кришны, Бала Раму, который будет подходящим мужем для твоей дочки. Так девушка, родившаяся в другом веке, выйдет замуж за Балу Раму через несколько тысяч лет".

Король вернулся на землю через несколько минут путешествия к Брахме Лока и увидел новый мир с другой цивилизацией, народом, культурой и религией. Несколько тысяч лет прошло на земле, хотя он отсутствовал всего несколько минут.

Вы можете считать это только историей, хотя древние индусы раскрывают в этой истории одну из великих истин времени — истину, которая очень близка теории доктора Эйнштейна об относительности пространства и времени.

Эйнштейн считал время четвертым измерением в своей особой теории относительности. Он отбросил идею абсолютного времени — идею стабильного, постоянного, неумолимого всеобщего потока времени, устремленного из неопределенного прошлого в неопределенное будущее. Эйнштейн указывал, что чувство времени является формой восприятия, как чувство цвета. То, что мы называем годом, представляет собой только меру движения земли по орбите вокруг солнца. Для обитателей Меркурия год и день составляют то же самое, хотя Меркурий совершает оборот вокруг Солнца за 88 наших дней и за этот период совершает всего один оборот вокруг своей оси. Но сейчас мы поймем, что все наши земные идеи времени теряют смысл за пределами солнечной системы. Согласно теории относительности Эйнштейна, не существует такого понятия, как постоянный интервал времени, независимый от системы, к которой он относится, и не существует такого понятия, как "сейчас", независимого от системы принадлежности.

Для пояснения своей основной идеи относительности времени, и пространства Эйнштейн указывает на неизвестные ранее свойства часов и мер длины. Например, часы, прикрепленные к движущейся системе, при увеличении скорости замедляют ход по сравнению с часами, находящимися на месте, хотя и те и другие часы одинаковы. С другой стороны, мера длины из дерева, металла или любого другого материала, прикрепленная к движущейся системе, уменьшается в направлении движения системы в зависимости от скорости.

Эти специфические изменения хода часов и меры длины связаны с конструкцией часов или материалом меры длины, а также с законами механики. Согласно теории относительности Эйнштейна, наблюдатель, движущийся вместе с часами и мерой длины, не заметит этих изменений. С другой стороны, неподвижный наблюдатель, наблюдающий за часами и мерой длины, заметит, что чем больше скорость, тем заметнее уменьшение меры длины и медленнее ход часов.

Неподвижный наблюдатель заметит также, что измерительная линейка, которая движется со скоростью 90 % от скорости света, уменьшилась наполовину своей длины, и если скорость ее будет увеличиваться и далее, пока не достигнет скорости света, она превратится в ничто. Таким же образом часы, прикрепленные к движущейся системе, которая имеет скорость света, немедленно остановятся. Здесь следует напомнить, что замедление хода часов и уменьшение меры длины не заметны в автомобиле или самолете, так как эти изменения могут определиться лишь с приближением скорости движущейся системы к скорости света.

Другой важный момент, который следует отметить, заключается в том, что уменьшение меры длины и замедление хода часов относительны для двух систем, движущихся относительно друг друга. Таким образом, например, наблюдатель в космическом корабле, движущимся с очень большой скоростью, замечает, что другой космический корабль, удаляющийся от него, стал значительно меньше, тогда как сам он не замечает уменьшения собственного корабля.

Как скорость уменьшает длину, так она замедляет и время. Эти эффекты не ограничены для таких механических устройств, как стационарные и наручные часы. В такой же степени замедляются биологические, физические, химические и умственные процессы, если человек перемещается с очень большой скоростью.

Теперь рассмотрим концепцию времени для экипажа космического корабля, летящего с очень большой скоростью, близкой к скорости света, в сравнении с концепцией времени людей на земле. Допустим, потребуется 10 световых лет для достижения с земли спутника другой солнечной системы в космическом корабле, который может перемещаться практически со скоростью света, и 10 световых лет на обратный путь. Это составит 20 световых лет для полета корабля. Естественно, допускаем, что экипаж корабля снабжен пищей на 20 лет. Однако, согласно закону относительности, эта предусмотрительность обеспечения пищей на 20 лет абсолютно не нужна, если космический корабль сможет перемещаться со скоростью, близкой к скорости света. Во время перемещения со скоростью света все замедляется в космическом корабле, включая биение сердца, дыхание, пищеварение и умственные процессы экипажа и пассажиров. 20 лет на земле будут несколькими часами для людей в космическом корабле. Поэтому им не нужна заготовленная на 20 лет пища.

Допустим, что в 1960 году пассажирский корабль покинул землю, направляясь к дальней планете другой солнечной системы. Путешествие займет 20 световых лет на полет до планеты и 20 лет на обратный путь. Космический корабль завершит свой полет и вернется на землю в 2000 году. Одному из членов экипажа исполнилось 20 лет, когда он покидал землю. В 1960 году, когда он улетает, он оставляет жену 20 лет и ребенка одного года. Когда он вернется через несколько часов из своего полета на огромной скорости, он будет страшно удивлен, если отправится в полет не имея понятия о законе относительности. По возвращении домой он обнаружит, что его жена, ребенок, друзья и родственники стали на 40 лет старше его, в то время как экипаж и все другие, находящиеся в космическом корабле, постарели на несколько часов. Молодой человек покинул землю двадцати лет и вернулся на землю через 40 лет также двадцатилетним.

Теперь рассмотрим сходство истории короля, который взял свою дочь к создателю, чтобы найти ей мужа, и вышеуказанную иллюстрацию закона относительности. Когда король вернулся на землю через несколько минут по плану создателя, он обнаружил новый век и цивилизацию, точно так же, как пассажиры космического корабля увидели, что все на земле постарели на 40 лет, в то время как они постарели только на несколько часов.

Способ перемещения короля, вместе с тем, вероятно, отличался от способа перемещения нашего космического корабля. Развитый разум может перемещаться без помощи физического перемещения. Согласно специальной теории относительности, скорость света считается верхним пределом скорости в мире. Ничто не может перемещаться быстрее света, нет вещества, силы которые могли бы быть использованы. В данном случае человечество не может и мечтать достигнуть даже ближайшей звезды, которая находится на расстоянии нескольких сот световых лет. Наша продолжительность жизни, составляющая всего 100 лет, лишает нас возможности предпринять такое рискованное предприятие.

Еще древние индусские священные писатели упоминали о человеке, путешествующем на луну (ЧАНДРА МАНДАЛА), на солнце (СУРЬЯ МАНДАЛА) и звезды (НИКШАТРА МАНДАЛА). Древние знали способ путешествия в межзвездные районы без помощи наших так называемых современных механических устройств. Их разум представлял собой космический корабль.

Мы думаем, что разум используется только для размышления. Но, хотя предел физической скорости человека равен скорости света, он может путешествовать повсюду в физическом мире и пределами физического мира — в высшие астральные планы — именно с помощью разума.

Разум не лимитирован скоростью. Он может достигать дальней звезды за минуту, ибо время и пространство являются производными разума.

Древние индусы подразделяли время в зависимости от плана сознания, в котором разум функционирует. В высшем плане сознания несколько тысяч земных лет представляются как несколько часов, так как там разум функционирует с другой  скоростью. В низших планах растений и минералов разум функционирует с очень низкой степенью движения, вынуждая их представлять себя живущими в состоянии вечного сна без какого-либо представления времени.

Когда человек развивается, он может эксплуатировать свой разум все больше и больше в высших планах и переходить границы своих физических ограничений. Однако йога утверждает, окончательное освобождение от когтей пространства и времени возможно только тогда, когда разум сам расширит свои границы. Сам разум является основанием для пространства и времени независимо, находится ли он в планах физических или астральных.

На последней стадии, когда человек осознает, что ничего нет кругом и все в нем самом, тогда он сможет перейти границы пространства и времени. В йоге эта стадия известна как самосознание, или осознание Бога, когда нет разницы между познающим, познаваемым и познанием, и когда прошлое и будущее сливается с настоящим — вечным "настоящим" индусов.

Реальное познание возможно только тогда, когда нет прошлого или будущего и когда отсутствует время и пространство.

В одном священном писании индусов, Шримад Бхагавата, подразделение времени описывается так: "мельчайшая частица материальной субстанции (которая не может быть больше разделена), которая еще не развита, более того, которая не может соединиться с другой такой же частицей, и которая, следовательно, вечно существует (в своем вульгарном состоянии), известна под названием ПАРАМАНУ".

Объединение нескольких таких ПАРАМАНУ создает в разуме людей иллюзорное представление целого. Именно так целая серия материальных субстанций, взятых как точно неопределенное и недифференцированное целое перед их дальнейшей трансформацией, возвращается к своему первичному источнику (ПРАКРИТИ) и составляет то, что известно как наибольшая величина. Мельчайшая частица материальной субстанции такой, как земля, металл, газ, приводит нас к выводу о существовании ПАРАМАНУ (атома) и объединении материальных субстанций (атомов) в их крупную величину. Аналогично с этим мы можем сделать вывод о длинных и коротких мерах времени, которые (будучи потенциальным божеством) выступают как всепроникающее и неочевидное божество и являются ограничителем конечных объектов ввиду того, что (в форме Солнца) перемещаются по крупным и мелким размерам вещей. Мера времени, которая простирается в мельчайшей частице вещества, называется ПАРАМАНУ, в то время как-то, что простирается в течение всей жизни мира (от создания до распада) является самой длинной мерой времени относительно космоса.

Две ПАРАМАНЫ объединяются в одну АНУ (атом), а три АНЫ образуют ТРАСАРЕНУ. В данном случае слова АНУ и ТРАСАРЕНУ, хотя и связаны главным образом с размерами материальных объектов, являются признаком меры времени, за которое луч солнца прошел по вышеуказанным размерам. Мера времени, которая проходит в составе трех ТРАСАРЕН известна как ТРУТИ, а 100 ТРУТИ составляют ВЕДХУ, в то время как три ВЕДХИ дают величину, известную как ЛАВА. Три ЛАВЫ составляют НИМЕСУ (мгновение ока), в то время как три НИМЕСЫ известны как одна минута (КШАНА).

День и ночь человеческого существования состоит из четырех ЯМ, или четвертей дня и ночи, в то время как 15 дней и ночей составляют две недели. Пара двухнедельных периодов объединяется в месяц, который составляет день и ночь ПИТРС (душа умершего), которая живет очень близко к нашему физическому плану. Два месяца, взятых вместе, составляют РИТУ (сезон). АЯНА бывает северной и южной по обороту (смотря по тому, как — на юг или на север — берег курс солнце), а две АЯНЫ дают год, являющийся днем и ночью божеств на небесах.

Полная продолжительность жизни душ умерших, божеств и человеческих существ, как указано в священных писаниях, составляет сто лет согласно меры времени в каждой сфере.

Теперь рассмотрим продолжительность жизни других высокопросвещенных существ, которые живут вне миров душ умерших, богов и людей и у которых понятие времени отличается от понятия времени вышеуказанных категорий, ввиду развития разума.

Представления о времени высокопросвещенных существ исходят из того, что время делится на четыре ЮГИ или эпохи. Это (1) САТЬЯ ЮГА, (2) ТРЕТА ЮГА, (3) ДВАПАРА ЮГА и (4) КАЛИ ЮГА. Согласно этому делению, мы сейчас живем в эпоху КАЛИ ЮГА, которая составляет 1200 небесных и 432 000 человеческих лет. КАЛИ ЮГА самая короткая из всех эпох.

САТЬЯ ЮГА составляет 4800 небесных и 1 728 000 человеческих лет, ТРЕТА ЮГА – 3600 небесных и 1 296 000 человеческих лет и ДВАПАРА ЮГА — 2400 небесных и 864 000 человече лет.

За пределами трех миров в обители Брахмы, создателя мира, одна тысяча смен четырех ЮГ (4 320 000 х 1000 человеческих лет) составляет день и равную по продолжительности ночь, которая является ночью создателя, Брахмы, вбирающего в себя все три мира. Ночь является разрушением или противоположностью эволюции или создания. Вновь цикл создания начинается в конце ночи Брахмы. Создание трех миров начинается (как и в предыдущей КАЛПЕ, или эпохе) и продолжается в течение дня Брахмы. Это является повседневной деятельностью Брахмы, которая оказывает воздействие на каждый из трех миров и во время которой рождаются не достигшие человеческого уровня создания, человеческие существа, души умерших и божества согласно их КАРМЫ. Даже создатель Брахма, один из божественной троицы, имеет только одну сотню лет своей деятельности и, в конце концов, погружает себя и Высшее Существо после сотни лет своего существования вместе со всеми созданными им мирами. Вышеуказанный период одной сотни лет Брахмы известен как две ПАРАРДХИ, которые равны (4 320 000 х 1000 + 432 000 х 1000) (365 х 100) человеческих лет. Фигурально говоря, это мгновение ока неизменного, бессмертного, не имеющего начала Бога, души мира. Это всемогущее время, имеющее период ПАРАМАНУ, самой маленькой меры, или до двух ПАРАРДХ Брахмы, не контролирует всеобъемлющего бога. Оно имеет влияние только на тех, кто отождествляет себя с физическим телом и для всех, кто связан с ним. Таким образом, Высшее Существо контролирует, создает и разрушает в зависимости от времени, над которым не властен никто, пока отождествляет себя с телом и разумом.

Вышеуказанное описание времени, согласно древним священным писаниям, приведено здесь как иллюстрация того, что каждый в пределах создания зависит от времени и пространства, независимо, человек он или ангел.

В заключение следует сказать, что все наше познание основано на разуме, который мыслит во времени и пространстве. Философия йоги утверждает, что время отсутствует там, где нет смерти, рождения и роста, где нет боли и скорби, где нет дня и ночи, а также расстояний. Такое состояние можно достичь путем медитации на "Я" и реализацией тезиса, что я везде и во всем: "Я солнце и звезды. Я время и пространство и я Он". Это конец времени и пространства. Когда я везде, тогда куда же я могу перемещаться? И когда не существует прошлого и будущего, и я вечно существую, тогда где время?

Далее: Глава 10. АБСОЛЮТ И ЭВОЛЮЦИЯ ПРАКРИТИ
5382·06/08/2007·комментарии 0 



РАЗУМ И ЕГО ФУНКЦИИ

РАЗУМ И ЕГО ФУНКЦИИ
По мере эволюция разум функционирует в различных фазах в зависимости от тела, в котором он действует. Таким образом, он проходит путь от подсознания до простого сознания, постепенно развиваясь до самосознания, пока не достигнет всемирного сознания. В низших царствах, таких как царство растений и животных, разум проявляется в состоянии, в котором сознание является автоматическим. Этот элемент разума преобладает в растениях и животных. Человеческое существо также обладает этим элементом, и он является большим подспорьем на современном этапе развития. Этот разум известен как подсознательный или инстинктивный разум (на санскрите "ЧИТА"). Разум человека функционирует более чем на одном плане. В настоящее время психологи признают различные процессы умственной работы, выдвинуто много теорий по этому вопросу, однако знания психологов о работе разума находятся на этапе становления. Философия йоги дает интересную картину функций разума.

 

ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗУМА

На первый взгляд может показаться, что сознательная часть разума человека выполняет основную работу, не небольшая рефлексия покажет, что сознательная работа разума составляет только часть его функции. В широком смысле слова разум человека функционирует в трех планах работы; подсознательном, сознательном и сверхсознательном. Человек разделяет подсознательный план разума обычно с низшими животными. Это первая ступень умственного развития на пути эволюции. Первые зачатки инстинктивного разума можно обнаружить даже в царстве минералов. Затем в царстве растений разум становится более проницательным и поднимается выше по пути эволюции. Далее, в мире животных, все более вырастает автоматический разум, пока не достигнет степени, подобной низшей форме человеческого существа. Затем среди людей разум постепенно идет к интеллекту, средней составной части разума. Однако, даже люди, находящиеся сегодня на очень высокой ступени эволюции, пользуются подсознательным разумом. Фактически мы не можем существовать без этой части разума, но использовать ее и управлять ей должны внимательно. Каждый из нас достиг современной стадии развития после долгого пути через 840000 тел различных царств, таких как минеральное, растительное и животное, но это только восход, а полдень далеко впереди. Интеллект, вторая фаза разума, которую цивилизованный человек использует в настоящее время, раскрылся только в небольшой степени. Для многих раскрытие интеллекта находится только в начальной стадии. Если мы проведем анализ, то сможем увидеть, что многие из нас не намного лучше животных. Их разум функционирует почти в инстинктивном плане, хотя находится под воздействием поступающих лучей интеллекта. Большинство людей направляются политическими лидерами и лидерами различных общин и племен. Это не что иное, как инстинкт животного или стадный инстинкт, когда стадо следует за вожаком. Затем мы увидим, что средние люди думают очень мало. Мышление становится просто автоматическим в их повседневной жизни.



Низшие фазы работы инстинктивного разума близки работе, проявляющейся в царстве растений. Рождение, рост, угасание и смерть являются автоматическими процессами. Эти процессы являются функциями инстинктивного разума. Во время существования тела растения, животного или человека непрерывная работа по восстановлению, замене, перевариванию, усвоению, удалению, циркуляции производится этой частью разума в подсознательном плане, без ведома нашего сознательного осмысления. В ведении инстинктивного разума находятся все непроизвольно действующие органы и их функции, составляя только небольшую часть его работы. На пути эволюции животных определенные вещи стали необходимыми для их существования. Поскольку силы мышления в преодолении критических положений не участвуют, а замечательные интеллектуальные способности, находившиеся в подсознании, неразвиты, инстинктивный разум занимает место интеллекта. Эта функция разума (воинственный инстинкт для защиты и выживания) у животных преобладает по сравнению с человеком. Чем человек более интеллектуально развит, тем он менее агрессивен.

Инстинктивные функции, такие, как создание гнезда, миграция с приближением зимы, зимняя спячка, забота о потомстве — все это функции подсознательного разума, которые необходимы для существования животных. До развития интеллекта инстинктивный разум выполняет всю его работу, не размышляя. Другая функция подсознательного разума заключается в проведении тех действий автоматически, которым мы научились через интеллект. Когда мы обучаемся действиям сердцем, мы реально овладеваем ими в интеллектуальном плане и затем переносим их на подсознательный план в процессе умственной работы. Этот процесс является высшим проявлением подсознательного разума и должен быть связан и объединяться с развивающимся интеллектом. Большая часть нашей повседневной работы делается автоматически, например, ходьба, покраска, шитье, вождение автомашины и т. д. Интеллект будет уставать, если эти повседневные работы будут выполняться сознательно или с его использованием.

Подсознательный разум является также привычным разумом или, более того, покорным слугой; он чисто направляется интеллектом индивидуума или каким-либо другим лицом. Любая идея, исходящая от интеллекта, поступает в подсознательный разум и выполняется точно до конца. Старые представления и напряжение, лежащие в подсознании, могут быть скорректированы и сняты интеллектом самого индивидуума или кем-то другим через лучшие инструкции. Необходимо отметить, в чем полезен подсознательный разум. Например, когда мы должны проснуться рано утром, все, что мы должны сделать— это внушить подсознательному разуму разбудить нас в определенное время, и он сделает это. Подсознательный разум выполняет не только хорошие инструкции от интеллекта, но и ошибочные. Так, ненужные нам страх, неприятности, заботы, возникающие в течение нашей ежедневной деятельности, воспринимаются подсознательным разумом и впоследствии переносятся в сознательный разум. Шок или страх, перенесенные в детстве, будут отравлять жизнь человека даже в старости, несмотря на помощь контрвнушений.

Гипнотические внушения направлены на подсознательный разум. Гипнотизер после сильного воздействия на разум индивидуума продолжает манипулировать его подсознательным разумом. Когда сознательный разум временно перестает функционировать, подсознание находится под контролем гипнотизера. Любые сделанные внушения будут выполняться безоговорочно. Методика, задействованная здесь, считается очень серьезной вещью, ибо устойчивый удар, сознательно наносимый гипнотизером, влияет на сознательный разум индивидуума, который в свою очередь не может дать правильные внушения себе. Это главный недостаток гипнотического внушения. В некоторых случаях гипнотическое внушение может помочь индивидууму, если это сделано целомудренно бескорыстным человеком, хотя такие люди встречаются редко, но вряд ли целесообразно позволять подчинять свою собственную волю воле другого человека без крайней нужды. Более того, внушение от собственного интеллекта — лучший путь достижения контроля над своим подсознанием (йогический метод достижения контроля над низшим разумом и развития высшего разума описан в главе 10, в которой мы рассмотрим вопрос "КУНДАЛИНИ" и медитацию на ЧАКРАХ).

В подсознательном разговоре о разуме, или плане, находятся все представления и восприятия, полученные из различных источников - возможно, не только из настоящей жизни, но и из предшествующих воплощений. Он похож на склад, в котором находится все известное и неизвестное, накопленное интеллектом, а также знания, полученные от общения с другими, В порядке вящей, когда забытое событие, имевшее место в молодости, неожиданно переносится из подсознательного разума, даже если мы не думали о нем в течение многих лет. У некоторых людей воспоминания о прошлой жизни поступают из подсознательного разума настоящей жизни, хотя это бывает очень редко. Природа удаляет тайны прошлой жизни из сознания, иначе усилятся ваши умственные напряжения под воздействием памяти о прошлых плохих событиях.

Некоторые люди могут производить такие действия, которые не делали или которым не учились в настоящей жизни. Некоторые дети могут хорошо рисовать или петь даже без посещения школы. Другие рождаются ораторами, писателями и проповедниками, Знания, которые они получили в прошлых жизнях, находятся в подсознательном разуме. Такие люди называются гениями или талантами. Факт, что этот подарок является ничем иным, как знанием, приобретенным в результате постоянных усилий в этих направлениях в прошлых жизнях. Человек, прилагающий усилия к овладению чего-либо, может стать гением в последующей жизни, так как он подсознательно переносит все знания в свою последующую жизнь.

В заключение разговора о наших эмоциях, инстинкте, страстях, желаниях, аппетите, жадности и похоти, следует также напомнить, что существуют и высшие эмоции, стремления и желания познания в продвинутом человеке, которые исходят из развитого духовного разума, а не из низшего разума. Низший умственный элемент является наибольшим и самым низким из трех умственных элементов. Он один готов тесно связать нас с землей и с земным.

Свами Шивананда, великий мастер йоги, основатель Священного Общества в Ришкеше в Гималаях, в своей книге "Таинственный разум" говорит: "Эмоция является энергией движения, как пар для двигателя, она поможет вам в вашей эволюции. При отсутствии эмоций вы впадете в состояние пассивности и инертности. Эмоция дает толчок к действию или движению. Это счастливый дар. Но вы не должны становиться жертвой эмоций. Вы не должны позволять им кипеть. Следует позволить им подниматься медленно из океана разума и затихать. Есть некоторые люди, которым нравится узнавать о каких-либо сенсационных событиях только для возбуждения их эмоций. Они живут на эмоциях, иначе они чувствуют себя вялыми. Это большая слабость".

Любовь, ненависть, гнев, жадность, страх, зависть, ревность являются эмоциями разума. Все дурные качества происходят от гнева, поэтому ученикам йоги рекомендуется контролировать гнев, и все другие дурные качества исчезнут затем сами собой. Более того, эмоции оказывают воздействие на эндокринные железы, которые управляются нервной системой, и вносят беспорядок в нормальное функционирование внутренних органов.

Последние годы врачи Гарольд Вольфф, Стьюарт Вольфф из Нью-Йоркского госпиталя провели тщательное и необычное исследование поведения желудка и пищеварения пациента, живот которого был прострелен из ружья и в нем осталось отверстие на всю жизнь. Через это отверстие в стенках живота врачи смогли изучать тайны пищеварения человека.

Согласно сообщению врачей Вольффов, самой разрушающей эмоцией является страх, который приводит к язве. Исследования показали, что желудок пациента в спокойном состоянии был розовый и расслабленный и имел множество извилистых складок, а когда пациент сердился, желудок становился ярко-красным, ровным и напряженным. И лицо и желудок становились бледными, когда пациент был испуган. Депрессия прекращала поток желудочных соков и желудок пациента почти не был способен переваривать пищу.

Подсознательный или инстинктивный разум называется ЧИТОЙ в философии Веданты. Большая часть нашего подсознательного разума состоит из впечатлений и приглушенной памяти, которые могут быть восстановлены. Когда тело стареет, первым симптомом является затруднения воспоминания лиц и мест. Нетрудно найти причину этого. Разум, как нам известно, запоминает посредством ассоциаций. В старости человек может помнить отрывки, которые он читал в школе или колледже, Но, в то же время, он с трудом вспоминает отрывок, прочтенный накануне вечером. Это связано с тем, что его подсознательный разум потерял свою силу по схватыванию и хранению идей, так как клетки мозга дегенерировали. Ввиду дегенерации клеток мозга, связанной с переутомлением, беспокойствами и страхами, сила памяти вскоре теряется и очень небольшая часть восприятий попадает в подсознательный разум. Процессы мышления ограничиваются только полем познания. Поле подсознательной умственной работы намного выше поля сознательной умственной работы. Сообщения по мере готовности как вспышка выходят из подсознательного разума. Только небольшой процент деятельности доходит до поля сознания. Когда мы ведем автомашину по загруженной улице, даже если мы разговариваем с друзьями в машине или решаем какие-то проблемы, управление движением машины, повороты, остановки производятся нами почти подсознательно. Когда мы сидим и пытаемся решить трудную задачу, то разум не всегда приводит нас к решению. Во время сна проблема решается подсознательно и переносится в сознательный разум во время пробуждения. В это время наш подсознательный разум работает как у человека, ведущего автомашину.

Даже во сне подсознательный разум работает без отдыха и решает проблемы, упорядочивает, классифицирует, сравнивает, сортирует все факты и вырабатывает правильное, удовлетворительное решение. С помощью подсознательного разума мы можем снять напряжение с внешних и внутренних органов и дать им правильное расслабление.

Все непроизвольные вегетативные функции тела, которые ниже сознательного плана, находятся в ведении подсознательного разума. Инстинкт терпит неудачу по сравнению с подсознательной работой. Животное почти инстинктивно отличает съедобные растения от несъедобных, но работа инстинкта ограничена. Он работает как машина. Затем идет высшее состояние познания (интеллект), которому свойственно ошибаться и который часто делает ошибки. Его пределы шире. Он занимает большую часть, чем инстинкт, но инстинкт надежнее его. Животные чувствуют инстинктивно, что можно есть, а что нельзя. Когда они больны, природа быстро дает им подсказку. Больная собака не желает есть. Внутренний механизм контролируется подсознательной интеллектуальной работой, которая подсказывает собаке следовать природному средству выведения яда путем голодания. Эта часть подсознательного разума всегда при нас, она помогает нам различными путями. Но, идя по пути развития силы мышления, человек потерял большую часть своего инстинкта, хотя тот играет заметную роль в нашей повседневной жизни. Даже такие животные, так собаки и кошки теряют большую часть своих инстинктов, идя по пути человека. Они пострадали как человек.

Вместо дачи правильных внушений, с развитием интеллекта человек мешает естественной работе подсознательного разума путем неправильных внушений и вносит, таким образом, мучения в свою жизнь.

С помощью подсознания мы можем изменять природные дефекты, вырабатывая здоровые и добродетельные качества, которые противопоставляются нежелательным. Если вы желаете побороть страх, вы должны мысленно отвергать страх и сосредотачиваться на противоположном качестве — храбрости. Позитивное всегда побеждает негативное. Даже неприятные задания и обязанности могут быть изменены путем выработки желательного и благосклонного отношения к ним. Все действия, развлечения и впечатления оставляют тонкие восприятия в подсознательном разуме. Пробуждение этих восприятий стимулирует память. Великие йоги вторглись глубоко в подсознательный разум для получения знаний прошлой жизни.

Такое оккультное явление умственного мира, как телепатия, чтение мыслей, гипноз, месмеризм, лечение на расстоянии, психическое лечение и т, д., ясно доказывает существование экстраординарных функций разума.

Все талантливые люди контролируют свой подсознательный разум. Если идею внушить разуму, она разрастается ночью благодаря работе подсознания. Те, кто знают, как управлять подсознательным разумом, могут выполнять большую умственную работу через автоматический процесс. Когда подсознание подключено к работе, часть сознательного мышления разума полностью отдыхает или работает только частично, контролируя работу подсознательного разума. Поэтому человек чувствует себя более отдохнувшим даже после тяжелой работы. Все великие люди контролируют свой подсознательный разум и знают, как заставить его выполнять работу для них. Эта способность подсознания работать автоматически вытекает из связи с развивающимся интеллектом. "Я" везде и во всем. Он начинает полагаться на свой разум больше, чем на машинальное восприятие разума других.

С развитием второй фазы разума — интеллекта — приходят зачатки всех его сегодняшних замечательных достижений. В настоящее время человек считает интеллект высшей составной частью разума и отклоняет то, что не может схватить им. По мере развития интеллекта человек начинает получать все больше света от следующей высшей фазы разума, высшего разума. Самосознание сознания "Я" начинает пробуждаться с утверждением интеллекта. На санскрите оно называется Ахамкара. Ахамкара — это самонадеянность человека. Тот же разум принимает форму эгоизма, когда человек самонадеян сам по себе. Это под влиянием эгоизма человек совершает зло и неправильные поступки. Для достижения духовной зрелости душа должна очутиться в новых условиях и столкнуться с множеством трудностей, которые надо преодолеть. Душа должна подвергнуться многим испытаниям и преодолеть многие трудности на пути своего прогресса, и порою может казаться, что она отклоняется от своего пути вперед.

Пробуждение интеллекта не обязательно означает, что человек совершенен и доброжелателен. Когда развивающиеся высшие интеллектуальные способности приобретают поступательный характер, некоторая часть людей настолько плотно окружена животной оболочкой, что использует проснувшиеся интеллектуальные способности для удовлетворения своих низменных животных желаний. Они сочетают коварство и интеллектуальные способности с низменным инстинктом, вместо подчинения их проснувшемуся интеллекту. Такие люди могут строить планы и разрабатывать проекты, когда просыпается их боевой инстинкт, в то время как зверь руководствуется только инстинктом.

Когда поступающие лучи высшего разума направляют интеллект, низший, или нечистый, разум показывает свою силу и человеку доступно дойти до таких глубин, о которых зверь никогда и не мечтал. Эта борьба между чистым и нечистым разумом началась еще на ранней стадии развития интеллекта, хотя во многих случаях низший разум контролировал его.

Нечистый, или низший, разум является вместилищем желаний, аппетита и страстей. Чистый, или высший, разум является вместилищем интуиции, которая ведет к высшему познанию. Интеллект находится между низшим и высшим разумом и на него может оказывать влияние каждый из них или оба разума вместе. Поскольку мы разумные существа, выбор за нами. Позвольте вашему развитому интеллекту стоять на страже и не допускать возвращения назад к животной жизни.

Разум — величайшая сила на земле. Тот, кто контролирует свой разум, полон энергии. Он может подчинить своему влиянию все разумы. Оп внушает благоговейный страх и трепет своими необыкновенными и тайными силами разума.

Подсознательный разум обнаруживает различные степени сознания, от почти полного подсознания до простого сознания наивысших животных и низших фары бушменов, которые живут почти в инстинктивном плане с зачатками развития интеллекта.

Самосознание приходит к человеку с развитием интеллекта. Космическое, или всемирное, сознание приходит с развитием интуитивного высшего разума. Этот последовательный рост сознания — наиболее интересный и важный раздел философии йоги.

Как мы видим, низший разум является вместилищем аппетита, страстей, желаний, инстинктов и эмоций низших животных. Эти низшие инстинкты все еще с нами, йоги учатся обуздывать и подчинять себе эти низкие инстинкты с целью развития интеллекта и высшего разума. При духовном росте мы можем заметить, что низшие инстинкты преобладают в нас, но это не должно обескураживать нас, так как даже сознание того, что они в нас, является признаком духовного прогресса. Когда работал низший инстинкт, мы не могли осознать, что это такое, тогда как сейчас мы видим и осознаем его. Когда мы прогрессируем в духовной области, высший разум приобретает власть над низшим разумом, хотя для выполнения этой задачи требуются терпение, настойчивость и вера.

Хотя человек подобно животным испытывает голод, жажду, усталость и страх, свойственные низшему разуму, он один обладает интеллектом для их контроля. В этом его превосходство над животными. До развития интеллекта существо, в котором преобладает низший разум, раздирают страсти, оно не может мыслить; его раздирают эмоции, но оно не имеет интеллекта для контроля низшего разума; оно обладает желаниями, но у него нет развитого самосознания. Некоторые развитые животные, такие как обезьяны и собаки, имеют небольшую часть низшего разума, которая освещается поступающими лучами интеллекта, и показывают небольшие зачатки мышления. Это называется простым сознанием.

Первым признаком настоящего реального интеллекта являются зачатки самосознания, или самоосознания. Такое самосознание известно также как сознание "Я" и начинается, когда человек начинает сравнивать себя с другими и размышлять об этом сравнении.

С этого момента продвинутый человек проявляет свое сознание.

Интуиция — это свойство высшего разума, она стоит выше интеллекта. Интуиция — это око мудрости.

Кант признавал, что существует что-то выше мышления, что мышление не может постичь, и что-то трансцендентальное, что превосходит мышление. Оп также отмечал, что интеллект неустойчив, ограничен, слаб и беспомощен, так как он обусловлен во времени, пространстве и имеет причинную обусловленность. Он указывал, что интеллект имеет свои пределы и не способен к прямому познанию или осознанию всеблаженной "вещи в себе", которая соответствует БРАХМАНУ (или высшему существу философов Веданты).

Мышление—помощь и препятствие. Оно оказывает помощь нам, если направлено на достижение успехов в жизни и на борьбу с низшим инстинктом. Оно является препятствием, если стоит на нашем пути к совершенству.

Когда мы считаем, что подавляющее большинство людей имеет интеллект почти не развитый и делает только первые шаги по этому пути, то мы можем понять, как трудно людям, реализовать, даже незначительно безмолвный высший разум и интуицию.

Интуиция, третья и последняя форма разума, не противоречит мышлению, а превосходит его и приносит знания и мудрость из своей области в сознание, в которую интеллект не может проникнуть. Интуиция - это путь познания достигаемой самой чистоты сердца путем постоянной, длительной и интенсивной медитации на ничем не отличающемся, вечном, всепространственном, не рождающемся и не умирающем АТМАНЕ, или высшей душе. Мышление помогает нам пройти в дверь интуиции. Мышление может дать нам информацию о том, что впечатления о воспринимаемом чувствами мире являются нереальными при сравнении с беспрерывными впечатлениями самореализации. Мышление имеет свое собственное определенное применение по оказанию помощи вначале, когда мы начинаем поиск правды.

Теософы также разделили мышление на две части: на СУДХА МАНАС, или чистое мышление (высший разум или интеллект) и КАМА МАНАС, или инстинктивный разум (низший разум). Кант пришел к такой же классификации - чистый разум и практический разум. Он дал название "практический разум" нечистому мышлению. Практический разум может помочь вам зарабатывать на хлеб и получить светские знания, а чистый разум содействует нам в совершенствовании и получении высшего знания. Бергсон, французский философ, пошел немого дальше. Он заявил: "Есть что-то более мощное, чем мышление". Это что-то, находящееся за пределами мышления и чувств, представляет собой способность к интуиции. С помощью силы интуиции человек может заметить невидимое и неизвестное.

Каждый из вас, обладает высшей частью разума— интуицией. Но только небольшая часть людей имеет развитую интуицию, хотя многие осознают наличие в себе высшего разума.

Стремление идти по пути йоги, потребность души в большем свете и знаний, неудовлетворенность материальным достатком указывают на то, что высший духовный разум начал освещать своими лучами наше сознание.

Даже эти небольшие лучи высшего разума могут помочь нам пробудить наше духовное сознание, хотя может потребоваться несколько жизней, прежде чем мы приобретем полное духовное сознание или всемирное сознание.

Вначале человек чувствует громадное духовное волнение, пока не станет на правильный путь познания. Когда высший разум человека начинает развиваться, он начинает приобретать постоянное чувство реальности высшей силы и растет с ней, а также обретает чувство человеческого братства.

Совершенствование не исходит от интеллекта. Одно только мышление не может дать правильный и полный ответ на растущее чувство родства между людьми. Доброта и любовь, которые мы проповедуем и которым придерживаемся в жизни, не являются результатом мыслительной работы интеллекта.

В жизни домовладельца, в жизни бедного, богатого духовно человека, в жизни каждого важным является развитие интуиции.

Чемпион тяжелого веса может поднять огромный вес с помощью своих мощных мышц, но если тонкие нитевидные нервы, придающие им силы, и импульсы прервать, они не смогут вообще работать. Посмотрите на город с его современной автоматизацией, цветным освещением, огромными заводами, электропоездами, кинотеатрами и театрами. За ними стоит единственная электростанция, дающая жизнь и энергию по проводам. Невидимая сила, более чем реальная, за спиной городской сутолоки и суеты. Таким образом, тонкое представляет собой реальное вместилище силы, хотя мы наблюдаем движение в грубом. В тонком мы вообще не увидим какого-либо движения. Временами оно настолько интенсивно, что его нельзя различить. Мы постоянно недовольны тем, что не можем контролировать наши мысли. Как это можно делать? Когда мы сможем контролировать "тонкие движения"; сможем держать мысль у источника до того, как она станет мыслью, и до того, как она начнет действовать, только тогда для нас наступит возможность полного контроля.

Если мы сможем исследовать, понимать, советоваться и, наконец, манипулировать этими тончайшими силами, то мы будем иметь возможность контролировать себя.

Человек, уверенно контролирующий свой разум, будет обладать контролем над другим разумом, так как каждый разум связан с всемирным разумом. Вот почему чистота и мораль всегда были объектами религии. Если только человек поймет всю плоть в мире путем познания кусочка плоти, то с помощью познания своего собственного разума он раскроет секрет каждого разума или приобретет силу над каждым разумом.

Возьмем человеческое детство. Каждый из нас, вырастая, проходит основные стадии многовекового жизненного пути. На первых порах каждый ребенок похож на дикаря, он жесток, он топчет бабочку под ногами, однако быстро проходит эти примитивные стадии и достигает своего настоящего уровня.

Теперь возьмем путь всего человечества в единстве с его братьями животными. Конец, к которому "целое" движется, мы назовем совершенством в самом высоком смысле этого слова. Некоторые мужчины и женщины, вместо ожидания новых и новых перевоплощений для совершенствования вместе с человечеством в целом, достигают совершенства и ускоренно проходят многие стадии за несколько коротких лет своей жизни. Йоги утверждают, что мы сможем ускорить нашу эволюцию, если будем правдивы перед собой. Бушмен, пришедший в цивилизованное общество и получивший правильное образование, значительно ускоряет свой прогресс, хотя его братья в джунглях живут в диком состоянии. Мы способствуем росту деревьев и, значит, можем использовать искусственные средства для ускоренного прогресса и человека. Ускорение неограниченно. Мы не можем сказать, насколько человек может вырасти за свою жизнь. Совершенный человек, вид которого должен придти через миллионы лет, может придти сегодня. Такие люди — пророки, и воплощениями их являются те, кто достиг совершенства в этой жизни. Не так давно были такие люди. Вот некоторые их имена: Иисус Христос, Будда и великий философ йоги Шанкарачарья.

Ускоренный прогресс достигается развитием нашего высшего разума, тонкой части силы. Человек может легко стать психологом или философом. Но на постижение своего собственного разума и развитие своих собственных умственных сил способен только тот, кто решил обуздать низший инстинктивный разум.

От высшего разума исходит познание неизвестного. Это источник, из которого провидец получает информацию для своего предвидения.

Через связь с высшим разумом интеллект приобретает научные знания. Многие из тех, кто концентрируется на высоких идеалах в работе, слышат его голос. Развивая свое духовное сознание, человек может вступить в контакт, этим высшим миром и стать обладателем знаний, получаемых только интуитивно, то есть путем мгновенного прямого восприятия.

Профессор Бергсон из Франции так объяснял интуицию. Люди понимают, что существует более высокий источник знания, чем интеллект. В нем отсутствует процесс мышления. Он стоит выше мышления и не противоречит ему. Это интуиция. Интеллект - это лишь инструмент, который помогает человеку подойти к двери знания. В него поступают какие-то факты, над которыми она размышляет. Но высшая истина не зарождается в интеллекте. Он холоден, в то время как высший разум обладает теплом и наполнен высокими чувствами, любовью и сочувствием.

Когда человек растет духовно и у него развивается высший разум, он, ощущая связь со всем человечеством, начинает любить своих собратьев все больше и больше. Ему больно видеть страдания других, и когда это достаточно ранит его, он пытается сделать что-то для оказания помощи.

Борьба между высшим и низшим разумом признана всеми философами. Интеллект представляет собой осознание "Я" индивидуума. Это сознание "Я" находится на дне инстинктивного или низшего разума, которое оказывает негативное влияние на человека. С другой же стороны находится духовный разум, посылающий свои развивающиеся импульсы в интеллект, который помогает ему овладеть низшим разумом и контролировать его.

В мифологических историях и легендах эта борьба изображается с одной стороны, как соблазнение человека дьяволом, а с другой — как получение им помощи от стоящего на страже ангела. Обычный человек читает эти истории без проникновения в их глубокий философский смысл. Это находится в переходной стадии, и эта борьба болезненна, хотя растущий высший разум позволяет человеку понять истинное положение вещей и помочь ему в овладении его низшей природой.

Высший разум дает также вдохновение, которое находило в прошлом и продолжает находить и сейчас на философов, ученых, писателей, проповедников и артистов.

Обращаясь к выдающимся лидерам, писателям и ораторам человечества, мы убеждаемся в их индивидуальности. Эта индивидуальность является ничем иным, как силой, которая приходит с развитием высшего сознания и установления тесной связи с чистым сознанием или душой. Индивидуальность человека, которая оказывает влияние и придает волшебную силу своему сосуществующему товарищу, является источником энергии, которая может поднять его сосуществующего товарища из чувственного мира.

Сравните духовных учителей с интеллектуальными философами. Великие проповедники несли людям духовную силу, философы лишь написали много интересных книг. Но эти книги не обладали вдохновением высшего разума.

Наука йоги утверждает, что она нашла средства развития интуиции и индивидуальности, которые современные психологи еще не изучили и не поняли. В то время как психологи двигаются ощупью в темноте, работая в области подсознательного разума, наука йоги о разуме поднялась даже выше высшего разума и открыла источник всех знаний, в котором заложены вечный покой и радость, желанные для каждого.

Определенные физические силы также открыты для человека на этом пути, но такие силы редко приобретаются, пока человек не оторвется от притяжения низшей природы. Они придут только тогда, когда человек перестает думать об использовании этой силы для собственной пользы. Эго вечный закон.

Когда человек раскроет себя в духовном сознании, он будет больше полагаться на свой внутренний голос и сможет отличать его от импульсов низших планов разума. Каждый хочет быть независимым. Никто не хочет руководствоваться желаниями других. Почти каждый хочет руководствоваться своими собственными желаниями и властвовать над другими. Никто не хочет иметь соперников. Разве это не показывает, что каждый хочет того, чего он не может получить несмотря на интеллектуальные знания и материальное благополучие.

У многих высший и интуитивный разум развивается постепенно и медленно, и многие чувствуют устойчивое увеличение духовных знаний и сознания. Это может не иметь поразительных видимых изменений. Однако им могут представляться неожиданные просветления, которые вытащат из похожего на тюрьму дома тела и разума, в котором они идут к высшему плану сознания и существования. Средний человек, который не имеет представления о чем-либо за пределами своих обычных чувств, считает эти вещи галлюцинациями.

Эти ощущения существенно отличаются друг от друга в зависимости от степени развития индивидуума, его предшествующей практики и чистоты разума. Иногда они приходят как вспыхивающий свет, который полностью овладевает всем существом на короткое или более длительное время и представляется окруженным ослепительным пронизывающим светом или огненным ореолом.

Несмотря на то, что эти ощущения могут длиться недолго, человек, испытывающий их, никогда не останется в дальнейшем прежним человеком. Восстановление в памяти этого ощущения впоследствии станет новым источником силы. Когда человек пробуждается от данного состояния экстаза, он думает: "Я не смогу проснуться, если ничто не обратится ко мне", или "Я просыпаюсь первый раз и все, что было — это просто сон".

Как человек не может объяснить, что такое сахар тому, кто ни разу не пробовал сладкого, или что такое цвета тому, кто родился слепым, так никто не может описать данное ощущение йоги. "Когда я пытаюсь рассказать хорошее, я чувствую, как мой язык прилипает к нёбу, у меня перехватывает дыхание, и я становлюсь немым".

Яджна Валкья был великим мудрецом. Он говорил о духовном сознании своей жене Майтрая так "При наличии двух один видит другого, один слышит другого, один приветствует другого, один думает о другом, один понимает другого. Но когда единое целое становится АТМАНОМ или душой, кто видит кого, кто слышит кого, кто приветствует кого, кто понимает кого?" Эта идея была выдвинута Шопенгауэром и прошла через всю его философию. Через кого мы познаем этот мир? Через что познаем его? Как узнать того, кто познает? С помощью каких средств мы можем узнать это? Средств не существует. Здесь познающий, познание и познаваемое соединяются, здесь прошлое и будущее сливаются с настоящим. В Упанишадах такое состояние ощущения души описывается в отрицании: "Те, кто знают это, ничего не знают, а те, кто не знают, знают это".

Когда мы на пути духовного прогресса, такое ощущение приходит к каждому из нас в свое время.

В заключение не будем обескураживаться тем, что интеллект находится ниже интуиции и часто терпит неудачу. Не будем думать, что интуиция, сила высшего разума дается только некоторым избранным. Каждый из нас обладает ей, хотя только немногие показывают заметное развитие высшего разума. Преданность, любовь, чистота, желание помочь ближнему и бескорыстие - это признаки исходящих от нашего высшего разума лучей в нашей эволюции. Наука йоги предлагает каждому из нас, независимо от вероисповедания, касты или национальности, идею, что в человеке имеется бессмертная душа, в которой заключено все знание, все богатство, все счастье и мир, а также практический путь для достижения в короткое время "небесного царства в нас".

Можно сделать вывод, что разум человека функционирует на трех уровнях:

1. Подсознательный, инстинктивный, или автоматический разум. Он контролирует непроизвольные функции организма. Он является вместилищем низших эмоций и животного инстинкта, а также отвечает за автоматические функции нашей повседневной деятельности.

2. Сознательный разум, или интеллект. Интеллект может контролировать подсознание и управлять им. Он составляет фундамент, необходимый для ЭГО и сознания "Я". Мышление является функцией интеллекта.

3. Сверхсознательный разум, или высший разум. Функцией высшего разума, который стоит над интеллектом, является достижение интуиции и высшего сознания. Над этими тремя уровнями разума стоит чистое сознание, известное как дух, душа или "Я", которое не имеет формы, не подвержено изменениям, стоит вне времени и бесконечно по своей природе.

Далее: РАЗУМ, ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
5006·06/08/2007·комментарии 0 



   1 

показано 3 [ 1% ]

без фильтра
разум

Опрос
Правильное питание - один из основных принципов Йоги. Йоги считают правильным вегетарианство. А какую систему питания предпочитаете Вы?
согласен с йогами: лакто-вегетарианство
веганство
раздельное питание
макробиотика
сыроедение
ем, что попало

 
Наши группы в социальных сетях: классическая йога, правильное питание, Аюрведа

Наши группы В контакте! Присоединятесь:

Йога. Путь домой. Классическая йога в традиции Свами Шивананды
Мы есть то, что мы едим. Правильное питание. Вегетарианство
Красивой быть не запретишь! (Все о том, как поддерживать красоту и молодость природными средствами. Что такое натуральная косметика. Советы Аюрведы).
Практическая пермакультура и органическое земледелие.

 

Музыка
 · Sri Radhunatha

Темы

Слова

Популярные

Высказывание

Мои безмолвные преклонения и простирания перед всеми женщинами - проявлениями божественной Матери, Шакти или Кали. Они - главная опора общества и поддержатели религии. Если они будут вдохновлены, весь мир будет вдохновлён.
Свами Шивананда


Общение

Стиль жизни
Весеннее настроение: оригинальные подарки к 8 Марта
Наступил 2015-ый! Всем счастья, мира и любви!!!
Йога работает. 3-дневная программа с йога-ачарьей Свами Шивадасанандой
Как работает йога?

Вырезки из публикаций

Аюрведическая традиция придает очень большое значение цветам. Считается, что цвета радуги помогают установить равновесие, обеспечить состояние гармонии между телом и умом. Йога и медитация ассоциируют цвет с лучистой энергией, которую испускают атомы.

Йога в мире

 

 





Темы

Библиотека

Галерея

Форум

Школа

Шивананда Йога

Учителя Шивананда Йоги

Ашрамы и центры

Аюрведа

Васту

Ведическая астрология

 3.0a  © Школа йоги 2016 — +7 (925) 893-15-70

Школа
классической йоги

в традиции Свами Шивананды

Записаться на занятия
Как начать
Цены
Как нас найти
Классы
Курсы
Семинары
Контакты
 

 

+7 (925) 893-15-70
 

Свами ШИВАНАНДА (1887-1963)

 
Свами ВИШНУ ДЕВАНАНДА
(1927-1993)
 
Новости школы йоги
· Занятия продолжаются
 Ждем всех желающих на занятия по четвергам. Начало в 19.15. /.../

· Курс йоги для начинающих
Следующий курс для начинающих в воскресенье 19-ого апреля. Начало занятий в 11.00. /.../

· Следующий курс для начинающих с 11 апреля 2015 года
 У вас еще есть шанс до начала летних каникул начать заниматься йогой!Следующий курс йоги для начинающих начнется в зале на Соколе с 11 апреля. Он будет проходить по субботам и воскресеньям. Всего 4 занятия. Потом можно продолжить практику в основном классе. /.../

· Курс для начинающих с 28 марта 2015 года
Хотите помолодеть на пару лет за 1 месяц? Сбросить несколько лишних килограммов, накопленных за зиму? Приходите на йогу!С 28 марта по субботам и воскресеньям курс йоги для начинающих!Ждем Вас в центре на Соколе. /.../

· Новый зал на Соколе
Наконец-то нам есть, чем порадовать тех, кто хотел бы заниматься йогой на Соколе. Теперь занятия в новом зале по адресу ул. Новопесчаная, д. 23, корп. 1 Ждем вас, как всегда, по четвергам к 19.00. /.../

· Йога на Соколе, йога на Полежаевской
 С 23-его октября занятия в районе Сокол-Полежаевская будут проводится во новому адресу. Обращаем Ваше внимание, что мест мало, записывайтесь заранее. /.../

· Йога-каникулы в Литве
Посещать йога-классы 1-2 раза в неделю в городе - это хорошо. Но ничего нет лучше погрузиться в йогу целиком. /.../

· 30 января - открытый урок!
 Ждем начинающих в зале на Соколе! В четверг 30 января, начало в 19.00. Приходите попробовать! Занятие бесплатное!Не забудьте записаться. /.../

· Открытый урок по йоге 14 ноября в зале на Соколе
Приглашаем всех желающих на бесплатное ознакомительное занятие в зал на Соколе 14 ноября в 19.00. /.../

· Открытый урок по йоге 26 сентября в зале на Соколе
Если вы хотите начать заниматься йогой, то наше предложение именно для вас! Йога-класс в зале на Соколе в четверг 26-ого сентября с 19.00 до 21.00 может посетить любой желающий БЕСПЛАТНО! Возьмите спортивную одежду и не ешьте за 2 часа до занятия. Еще вам понадобятся тапочки, чтобы пройти в раздевалку. А занимаются йогой босиком (или можно одеть носки). Вы можете воспользоваться нашим ковриком или принести свой. /.../