Войти | Стать участником
йога. гармония. мир
   Темы   Библиотека   Галерея   Форум   Школа

МЕДИТАЦИЯ В ВЕДАНТЕ ДЛЯ ПОКОРЕНИЯ СМЕРТИ И РАЗВИТИЯ ИНТУИЦИИ

Для медитации в Веданте самое главное — это осознать, что настоящее собственное я суть солнце солнц, свет света. В состоянии медитации можно подняться над телом и над разумом; преодолеть состояние гипноза и осознать себя светом света и солнцем солнц.Медитацию следует начинать после нескольких дыхательных упражнений и нескольких минут пения имени Всевышнего и Всемогущего, который пребывает в самом сердце в качестве сущности, или АТМАНА, и когда разум придет в несколько возбужденное состояние, то есть поднимется на некоторую высоту, его уже легко заставить воспарить значительно выше и даже на очень большую высоту. Нужно заставить разум подняться до высших сфер, напевая слог ОМ (АУМ). Разные люди по-разному воспринимают значение слога ОМ. Следует дать ему то значение, которое наиболее соответствует собственному уровню духовного развития. Некоторые люди медитируют на ОМ как на солнце солнц, сияющее в сердце, в то время как другие сосредотачиваются на АДЖНА ЧАКРЕ (пространство между бровями), распевая ОМ. Для медитации можно выбрать любое из этих мест (сердце или пространство между бровями).
Распевая ОМ, нужно сосредоточиться на приписанном ему значении следующим образом:
Я, свет света, я солнце, я самое настоящее солнце, видимое солнце — только лишь мой символ. Во сне мы видим предметы не в свете лампы или луны, солнца или звезд, однако мы все же видим их. Если мы не можем видеть без света, то благодаря какому свету мы видим свет? Это свет моего настоящего я, это свет моего АТМАНА, это мой свет делает видимым все в моих снах.
Я царь царей. Это я появляюсь всеми красивыми цветами в различных садах. Во мне весь мир живет, движется и существует. Во всем проявляется моя воля. Я проявляюсь во всем, я питаю всякое существо, от мельчайших микробов и до людей. Я существовал до начала мира.
Злые мысли и суетные желания связаны с неправедным телом и неправедным умом, они порождены тьмой. В моем присутствии они не имеют права появляться. Я не связан никакими действиями, я отдаю приказания. Я всепроникающий, как самый тонкий эфир. Как свет и невидимые лучи, я проникаю и пропитываю собой каждый атом и каждый предмет. Я самый низкий и самый высокий, я зритель и я актер. Я самые знаменитые люди и самые бесчестные и низкие, я самые падшие. О, как я красив! Я сияю в молнии, я грохочу в громе, я трепещу в листьях, я свищу в ветрах, я перекатываюсь в волнующемся море. Я друг и я враг. Нет у меня ни друзей, ни врагов. Каково бы ни было состояние этого тела, оно меня не волнует, все тела — мои. Я вся вселенная, все во мне, я беспределен, вечен, всепроникающ. Я во всех и каждом. Я в тебе и ты во мне. Не может быть ни тебя, ни меня, нет никакого различия. СОХАМ, СОХАМ, СОХАМ, Я именно это, я именно это, я именно это. ОМ, ОМ, ОМ.
Для того чтобы осознать собственное я, начинающий может существенно помочь себе, распевая слог ОМ, сосредотачиваясь на его значении. С помощью такого рода медитации можно освободить себя от тисков смерти и приобрести бессмертие. Никакое действие не может сковать человека, поскольку нет средства, или "стремления к наслаждению" в самом действии. Происходит отождествление себя с всепроникающей сущностью, благодаря удалению понятия "я" и "мое".
Прежде чем начать медитации такого рода, учащимся, чтобы быстро достичь результатов, предлагается очистить разум от трех качеств: МАЛА, или себялюбия; ВИКШЕПА, или метания мысли; АВАРАНА, или пелены. Эти три качества можно описать следующим образом:
1. МАЛА, или себялюбие, мешает сильнее всего. Оно свойственно всем людям в той или иной степени в зависимости от степени их духовного развития, от него можно избавиться только через бескорыстное служение. Поэтому каждый учащийся, с высоким или низким уровнем развития, должен некоторое время посвятить обслуживанию других без всякой мысли о вознаграждении, прежде чем перейти к более глубокой медитации.
2. Второе качество, известное как ВИКШЕПА ШАКТИ, или метания мысли. Мысль становится неустойчивой и сосредоточение дается с трудом. Йоги избавляются от метания мысли через дыхательные упражнения (см. главу 8, "Дыхание"), служение и распевание мантр.
3. Последнее, наименее выраженное качество, известное как АВАРАНА ШАКТИ, или пелена разума. АВАРАНА ШАКТИ покрывает пеленой чистое сознание себя и дает бренное сознание. От этого качества (бренного сознания) избавиться труднее всего. Медитация в Веданте и вопрос "Кто я есть?" удаляет пелену. Только после этого может сиять собственное я.
 
ФИЛОСОФИЯ И ЗНАЧЕНИЕ СВЯЩЕННОГО СЛОГА ОМ
Тома написаны, в которых объясняется значение великого слога ОМ. На самом деле вся философия Веданты и индусская философия суть просто раскрытие этого слога ОМ. ОМ охватывает всю вселенную. Нет закона, силы или предмета во всем мире, который не охватывался бы слогом ОМ. Попробуем объяснить, каким образом все плоскости бытия, все миры, все стороны существования заключаются в слоге ОМ. Важность этого слога будет исследована с различных точек зрения, чтобы люди имели возможность понять все это своим разумом и принять всем сердцем. Поскольку все мы существа разумные, то мы не приемлем ничего, если оно не взывает к нашему разуму.
Буквальное значение слова Веданта — конец знания, конец речи, и вся Веданта представлена слогом ОМ. Слог ОМ состоит из букв А, У, М, согласно правилам санскрита стоящие вместе буквы А и У читаются как 0, таким образом А, У, М образуют звук ОМ. Звук ОМ — это самый естественный из произносимых звуков, даже немой может его произнести. Посмотрите на играющих ребят, когда они особенно довольны, переполняющая их радость естественным образом выражается длинным звуком О, который просто-напросто есть укороченный ОМ. Не только дети, но и все люди выражают этим звуком свои чувства, когда они сильно возбуждены, будь это на футбольном матче, на скачках или вечеринка. Заметим, что многие люди говорят: "О, какой большой" или "О Боже!" Из уст больного, или попавшего в беду, или просто при сильной боли вырывается О-О или УМ, что всего лишь искаженное произношение ОМ. Иудеи, мусульмане и христиане в конце молитвы произносят "Аминь", что сильно напоминает АУМ.
Почему же этот звук занимает такое место в жизни каждого? Ответ таков: потому что это естественный звук, он приносит облегчение при боли, он выражает настроение в виде звука, что в свою очередь приносит покой и гармонию. Если же больной получает облегчение, произнося этот звук неправильно, то разве не принесет он больше успокоения и гармонии, если его произносить правильно? Звук ОМ называют также ПРАНАВА, то есть тот, который пронизывает жизнь через ПРАНУ, или дыхание. Даже в бое колокола, шуме текущей реки, вое ветра или трубном звуке раковины слышно ОМ.
Мышление связано с языком как две стороны одной монеты. Одно не может существовать без другого. Можно ли видеть предмет и не думать о нем? Ничего нельзя осознать, не думая при этом соответствующим образом. Само слово "осознать" означает мысленное действие. Мысль и язык одно и то же, и нельзя думать без языка.
Отсутствие языка проявляется, как правило, в двух случаях: при интуитивном восприятии и при интуитивном понимании. Интуитивное понимание — это образование мысленного образа предмета. Я вижу дерево, закрываю глаза и снова вижу его мысленным взором. Каждый образ соединен с именем, и произношение имени вызывает образ предмета. Когда я говорю "стул", перед моим мысленным взором сразу же появляется образ стула. Хотя многие мысленные образы изображений или звуков не всегда вызывают в памяти их имена, и хотя во время этого интуитивного восприятия язык может не использоваться, но для описания, анализа, классификации, суждения и другой мысленной обработки язык незаменим. Глядя на луну, можно и не вспомнить ее названия, но при размышлении о ней появляется язык. Таким образом, ни во что нельзя проникнуть в этом мире без мысли, и не может быть мысли без языка, Итак, мир
соотносится с языком, язык с мыслью и мысль с миром.
В Библии сказано: "Сначала было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было самим Богом". Слово или язык не является чем-то произвольным или изобретенным. Никакой человек не изобрел языка, потому что слово само есть Бог. Язык Вед (первоначальный язык) был непосредственно открыт разуму Богом, а когда он был искажен, то был назван человеческим языком. Теперь нам нужно одно слово или звук, который бы представлял весь мир. Во всех языках есть гортанные звуки, небные и губные. Нет ни одного звука ни в одном языке, исходящего от органов, расположенных ниже горла, поскольку горло представляет собой одну из границ звукообразующего органа, ни одного звука не исходит снаружи губ, поскольку губы — другая граница. Теперь мы имеем А, У, М. Звук А — гортанный; он исходит от горла. У — образуется в самой середине звукообразующей области, на небе. М — губной и носовой звук, он возникает на границе звукообразующей области, то есть на губах.
Таким образом, А представляет начало звукового ряда; У - середину, а М представляет конец. Этот слог охватывает всю область звукообразующих органов. Таким образом, ОМ представляет весь язык, а поскольку язык и мир взаимосвязаны, то и весь мир.
Звуки бывают двух родов: членораздельные, или ВАРНАТМАК, и нечленораздельные, или ДХВАНЬЯТМАК. Звуки ВАРНАТМАК можно записать, в то время как звуки ДХВАНЬЯТМАК не могут быть выражены знаками или записаны словами. Звуки обычного языка являются ВАРНАТМАК, звуки языка чувств, такие как смех или плач — ДХВАНЬЯТМАК. Смех нельзя выразить письменными знаками.
Нечленораздельный, или природный язык (ДХВАНЬЯТМАК), может быть использован для цели, для которой ВАРНАТМАК не годится. Предположим, иностранец, не знающий местного наречия, желает поесть, но никто рядом не понимает его языка. Он может начать плакать от голода: язык чувств (плач) может быть понят, и люди дадут ему пищу. Когда вы смеетесь, все понимают, что произошло нечто приятное. Язык музыки также ДХВАНЬЯТМАК. Язык отличается от языка мысли. Мелодичная музыка производит чарующее действие на ум. Точно так же распевание слога ОМ, имеющим свое очарование, устанавливает власть распевающего над своим умом и создает чувство мира и покоя в разуме. В таком состоянии человек составляет единое с Богом. Хотя влияние распевания слога ОМ не может быть научно обосновано, тем не менее его испытывает каждый, кто занимается этим искренне. Невозможно отрицать те изменения, которые происходят внутри себя.
Теперь давайте обсудим философию слога АУМ. Звук А, согласно учению Веданты, представляет так называемую материальную вселенную, мир грубых чувств, который наблюдается в состоянии бодрствования! Весь опыт мира снов и мира духов, астральную плоскость, и небеса и преисподнюю обозначает звук У. М представляет непознанное, состояние глубокого сна и все те вещи, которые находятся за пределами разумного понимания.
Таким образом, АУМ (ОМ) охватывает весь тройственный опыт человека (бодрствование, сновидения и глубокий сои).
Общеизвестно, что обычно западная философия основывается на опыте состояния бодрствования и почти не принимает во внимание опыт сновидения и глубокого сна. Веданта говорит, что для того, чтобы познать действительность, или правду, нужно рассматривать все три состояния опыта человека: в противном случае данные будут неполны. Большинство философов ограничивает себя состоянием бодрствования, и все их открытия и исследования ограничиваются лишь состоянием бодрствования. Веданта принимает во внимание все данные опыта всех трех состояний. Мир бодрствования полностью исчезает в других двух состояниях, сновидений и глубокого сна.
Во снах, хотя внешний мир исчезает, осознает все то же "я". Разум и сознание личности исчезают полностью в состоянии глубокого сна, но настоящее "я" остается тем же. Таким образом, "я", или сущность остается неизменным во всех трех состояниях, а эта сущность представляет собой лежащую в основе действительность, которая испытывает все три состояния. Данная неизменная и непреложная основа, данная действительность, которая остается постоянной во всех трех мирах, является истинным я, или АТМАНом. Это ОМ.
Откуда мы знаем, что мир существует? Откуда мы знаем, что существует вселенная? Оттого, что мы трогаем, слышим, видим, нюхаем и ощущаем вкус предметов, это единственное доказательство. Наши чувства — единственное прямое или косвенное доказательство существования этого мира. Чувственное восприятие — первопричина любого восприятия, разумного осмысления и проч., и оно не ограничено только состоянием бодрствования. В состоянии» бодрствования наши чувства находятся в грубой форме и мы воспринимаем объекты. Но мы воспринимаем и во сне. Органы чувств работают и во сне, хотя расположенные снаружи уши и глаза не действуют. Таким образом, на деле спящий разум одновременно вызывает и предмет и органы чувств, которые воспринимают предмет. Таким образом, в стране снов чувства и ощущаемые предметы подобны положительному и отрицательному полюсу одного и того же предмета. Во сне воспринимаемый предмет и воспринимающий его орган возникают одновременно. Оба они представляются звуком У в АУМ, а лежащая в основе действительность, в которой и воспринимаемый и воспринимающий являются волнами в океане, суть истинное я, или ОМ.
Несмотря на то, что предметы во сне возникают одновременно с воспринимающими их органами чувств, у них оказывается длительное прошлое и на протяжении всего сна сознание воспринимает сон как действительность. Когда мы говорим, что этот крепкий, надежный мир действительно существует, то данное утверждение целиком основывается на восприятии органов чувств и полностью соответствует тому, что спящий скажет, что предмет во сне действительно существует, хотя оба состояния, бодрствования и сна, являются воображаемыми.
Чувства сами по себе существуют только благодаря воспринимаемым предметам. Без предметного мира чувства не могли бы воспринимать, будь то во сне или в бодрствующем состоянии, таким образом, для существования чувств необходим предметный мир. Точно также для существования мира необходимо существование чувств. Разве это не логический круг? Он самый, и он служит только для доказательства воображаемой природы мира как состояния бодрствования, так и во сне. Предметы во сне существуют, пока не кончился сон. После пробуждения они больше не существуют. А что же происходит с надежным миром бодрствующего состояния в глубоком сне? Все исчезает. Таким образом, мы видим, что нет действительного мира ни в состоянии бодрствования, ни во сне.
Веданта определяет действительность как то, что остается при всех обстоятельствах. То, что появляется как действительность сейчас и исчезает словно туман спустя время, по-видимому, суть воображаемое явление. Мир снов мы называем воображаемым, потому что после пробуждения он пропадает. Точно так же и надежный мир бодрствования воображаем, поскольку он также исчезает во сне или в глубоком сне.
Тогда, что есть действительность? Звук А в АУМ представляет явные воспринимающие чувства и предметы мира в бодрствующем состоянии как проявления лежащей в основе действительности, МЕНЯ. Единственная надежная действительность — это "Я", которое не изменяется ни в каком состоянии. Это "Я" свидетель всех состояний: бодрствования, сна и глубокого сна. Таким образом, Веданта приходит к заключению, что все три состояния человека, бодрствование, сон и глубокий сон, являются воображаемыми, а настоящее "Я", которое суть всезнание, истинное существование и полное блаженство, — единственная неизменная действительность, перед которой очевидная действительность мира тает.
Многие без удовольствия воспринимают этот вывод, потому что он сделан на основе противопоставления состояний сна и глубокого сна и состояния бодрствования, Если вспомнить свою жизнь, то почти половину времени мы находимся либо во сне, либо в глубоком сне. В любое время ночь лежит на половине поверхности земного шара, почти половина населения Земли всегда находится либо во сне, либо в состоянии глубокого сна. Таким образом, человек почти половину своей жизни спит или видит сны. Детство - долгий сон. Если подсчитать, то в состоянии бодрствования проводится почти столько же времени, что и во сне и глубоком сне. По этой причине мы не можем считать, что те события, которые происходят в состоянии бодрствования, как всю действительность, а остальные состояния воображаемыми. Даже самый сильный и мудрый человек без исключения связан законом сна, и непреоборимое действие сна не зависит от его непременного желания остаться бодрствующим и воспринимать чувственный мир. Поскольку сон и глубокий сон не менее сильны, чем состояние бодрствования, то мы не можем пренебречь первыми двумя и рассматривать только последнее. Вот почему философия Веданты углубляется в изучение всех трех состояний человека, чтобы найти лежащую в основе действительность. И еще, существуют растения в состоянии непрерывного глубокого сна и постоянно спящие звери. Для них наш мир выглядит совсем иным. Глазам муравья, лягушки, слона, рыбы или совы вещи представляются совершенно по-разному. Можем ли мы пренебречь их опытом и рассматривать бодрствующее состояние человека как единственно действительное?
Таким образом, в ОМ (АУМ) первая буква А обозначает эту действительность, собственно "я", лежащее в основе и проявляющее воображаемый материальный мир в бодрствующем состоянии. У представляет мир сна и психический, или астральный мир, а последняя буква М обозначает абсолютное "я", лежащее в основе хаотического состояния и представляет все непознанное, глубокий сон. Таким образом, ОМ означает действительность, лежащую в основе, позади внешних проявлений, вечную правду, неразрушимое "я", которым является человек, и, распевая ОМ, нужно бросить тело и разум в истинное "я" и раствориться в действительном АТМАНе, или чистом осознании.
Через ПРАНАЯМЫ и медитации на ОМ йог проходит одну за одной все плоскости и, наконец, достигает седьмого и последнего уровня, где душа освобождается от всех пут и сливается с космическим сознанием. Развитие разума определяет, какого из семи уровней покорения смерти достиг йог, как близко или как далеко от высшего "я" он находится. Семь уровней можно описать следующим образом.
Первый уровень, СУБХЕЧА, или жажда правды. Тот, кто правильно отличает вечное от преходящего, кто развил в себе чувство неприязни к мирским удовольствиям, кто полностью овладел своим ФИЗИЧЕСКИМ ТЕЛОМ и РАЗУМОМ, чувствует непреодолимое желание освободить себя от круговорота рождения и смерти, достиг первого уровня.
Второй уровень, ВИЧАРАНА, или правильные вопросы. Тот, кто размышлял над тем, что он прочитал или услышал и понял правду своей жизни, тот достиг второго уровня. Это не понимание разумом. Он знает правду, осознавая ее в себе через постоянное действие, а не через слепую веру.
Третий уровень, ТАНУМАНАСА, или потускнение разума. Когда разум, покинув множество (внешний мир) остается постоянно сосредоточенным на одном (сущности супер Я), он достиг третьего уровня.
Четвертый уровень, САТВАПАТТИ, или переход в состояние САТТВЫ, или чистоты. Сократив свой разум на первых трех уровнях до состояния чистой САТТВЫ, или чистоты, когда человек непосредственно в себе знает правду (я Брахман или БОГ), он находится на четвертом уровне. Это непосредственный опыт, а не понимание разумом, что "я Брахман". На этой стадии интуиция занимает место разума, она выше разума, поскольку разум ограничен.
На первых четырех уровнях упражняются в САМПРАДЖНАТА САМАДХИ, или созерцании, при этом сознание, или двойственность еще остается. Ощущается отдаленность от предмета созерцания. На этом уровне сознания человек еще не полностью тождественен, или не составляет единого со своей высшей сущностью, ибо двойственность все еще остается в его сознании. Вплоть до этого уровня он еще считается упражняющимся, или учеником.
Последующие три уровня после САМПРАДЖНАТА САМАДХИ:
Познающий, осведомленный и познавший. На этих уровнях собственное я сливается с высшей сущностью Я. Следовательно, ничего не может быть известно и не на чем сосредотачиваться при медитации: когда не на чем сосредотачиваться при медитации, не может быть и объективного знания. По мере того как собственное я сливается со всеобщим сознанием, внутри которого человек не видит ничего внешнего по отношению к себе, не может быть никакого познающего. Эти три уровня известны как:
(1) АСАМСАКТХА, отсутствие всякого воздействия;
(2) ПАРАРТХАБХАВИНА, на котором не существуют внешние вещи;
(3) ТУРЬЯ, на котором йог не видит вокруг ничего, кроме Бога.
В том случае, когда на йога не действуют психические силы (СИДХИ), которые проявляют себя на этом уровне, он достигает уровня, называемого АСАМСАКТХА, или отсутствие всякого воздействия. Это пятый уровень.
На шестом уровне в сознании Йога не существуют никакие внешние вещи; отсюда этот уровень называется ПАРАРТХАБХАВИНА.
Седьмой уровень называется ТУРЬЯ. Йог не видит никого кругом, кроме Брахмана, или Бога. На этом уровне йог не выполняет своих ежедневных обязанностей, ему никто о них не напоминает, но остается в состоянии непрерывного САМАДХИ, или сверхсознания. Такое состояние йога, в котором он осознает в себе полное блаженство, всезнание и всеобщее существование, невозможно описать на обычном человеческом языке. На этом уровне собственное я сливается со всепроникающей высшей сущностью, как капля сливается с океаном воедино.
Тех, у кого ум не развит, мысль о потере личного сознания пугает. Такое происходит только из-за туманящего действия разума, которое ограничивает сознание и приносит ложные картины и мысли, которые пугают человека. Философия йоги провозглашает, что только самосознание, или осознание Бога может принести настоящий покой, радость и освобождение душам, находящимся в теле. Йог осознает, что существует только я, которое проявляется в виде вселенной. Все во вселенной суть то самое я, которое появляется в разнообразных формах. Он осознает, что я, когда оно проявляется во вселенной, то называется Богом, а когда проявляется в данном теле, то — душой или ДЖИВА.
Йог осознает "я Брахман". Вся вселенная — это Я. Все сущее есть я сам. "Я ни тело, ни органы, я не был разумом, я существование, знание и полное блаженство, я — он". Где предназначенное мне знание? Я сам — знание. Я свободен. Где радость, предназначенная для меня? Я сам блаженство. Вот то знание, или осознание, которое обретает йог: это знание приносит свободу, а свобода есть цель всей природы. Прикованность души есть смерть, а свобода души — это освобождение, или покорение смерти.
ОМ ТАТ САТ
4442·13/08/2007·комментарии 0 



Глава 10. АБСОЛЮТ И ЭВОЛЮЦИЯ ПРАКРИТИ

В следующих главах "Полной иллюстрированной книги йоги" затрагиваются сложные филосовские вопросы о духе и сознании, о разуме и материи, Брахмане и Майе... подробнее →
2762·07/08/2007·комментарии 0 



ЭВОЛЮЦИЯ ОГРАНИЧЕННОГО МИРА ИЗ АБСОЛЮТА

1. Трансцендентальные слившиеся «Я» и «Это», в которых эти элементы познания развились как таковые. Это является единством. Здесь «Я» представляет сознание или субъект, а «это» - объективную вселенную. В данном положении «Я» и «это» не отдельны и поэтому объективная вселенная не развита. В данном положении «Я» как субъект и «это» как вселенная объединены подобно молоку и воде, которые не могут быть разделены при смешении.
«Я» и «это» выступают как единое целое.


2. Чистая форма познания является промежуточным звеном между первым и третьим, в котором и "Я" и "это" воспринимаются как часть одного "субъекта".

 "Я" и "это" выступают как часть одного субъекта.

3. В третьей последней стадии познания происходит полное разделение между "Я" и "это". В данном случае внешний объект является сознанием познающего, отличного от субъекта. Последняя стадия делится на два раздела:

а) В первом разделе субъект воспринимает однородную вселенную, хотя и отличную от себя как ПРАКРИТИ или природа. Эта стадия эволюции похожа на изменение молока в йогурте или кислом молоке.

Происходит полное разделение между "Я" и "это".

"Я" как познающий и "это" как объект.

б) Во втором разделе заключительной стадии ПРАКРИТИ или природа как однородная вселенная разбивается на проявления (ВИКРИТИ), которые разум, материя и многочисленные существа вселенной создают. На этой стадии восприятие абсолюта принимает вид объективной вселенной для "Я" или субъекта. Абсолютное существование при затенении своей собственной силой или ШАКТИ, становится вселенной. В данном случае единственно абсолют превращается в "Я" как субъект, а "это" как ограниченный мир выступает подобно пахте и маслу.

В теологии это чистое сознание "Я" является Шивой, а его активная "это" представляет собой ШАКТИ. ШАКТИ, божественная сила, мать вселенной, жизненная сила пребывает в теле человека в нижнем центре позвоночника (МУЛАДХАРА ЧАКРА).

Весь мир из пяти элементов (земля, вода, огонь, воздух и эфир) исходит от активной силы ШАКТИ. ШАКТИ вначале развивает разум и чувства, а затем элементы материи.

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАКРИТИ

ШАКТИ как ПРАКРИТИ является непроявленной вселенной или АВЬЯКТХА и похожа на инициатор, который содержит все дерево. ШАКТИ имеет три качества, известные как САТВА или чистота и познание, РАДЖАС или активность и движение и ТАМАС или инертность и медлительность. Весь мир является смесью этих трех ГУН или свойств ПРАКРИТИ. Перед эволюцией ПРАКРИТИ ШАКТИ как мира, эти три ГУНЫ находятся в равновесии и не влияют друг на друга. Это является состоянием АВЬЯКТХА или непроявления. ПРАКРИТИ ШАКТИ представляет собой материал, а не реальную научную материю. Это тонкоматериальная причина всех предметов, а его проявлением как реальной является ВИКРИТИ, которая может быть разделена на две параллельных группы: разум и материю. Разум является проявлением ШАКТИ в форме силы, которая в свою очередь становится материей или пятью элементами материала. Ученые также пришли к аналогичному выводу, что все является энергией само по себе. "Самым интенсивным источником энергии является аннигиляция материи".

Разум как сила мысли представляет собой движущую силу, а разум как материя — стойкую стационарную силу. Материя представляет собой плотную и грубую форму более тонкой силы ПРАКРИТИ. ПРАКРИТИ или непроявленная сила энергии становится ВИКРИТИ или проявленной силой, как разум, чувства и материя. Три тела (физическое, астральное и каузальное) развились из ПРАКРИТИ, в которой дух или чистое сознание сохраняется. КАРАНА ШАРИРА или каузальное, тело является инициирующим телом, из которого развиваются астральное и физическое тела. Астральное тело является телом разума и чувств. То, что далее следует, это физическое тело, состоящее из пяти элементов материи.

ШАКТИ КАК КУНДАЛИНИ И ЭВОЛЮЦИЯ ЧАКР

Из ПРАКРИТИ ШАКТИ развивается вся вселенная, состоящая из пяти элементов. В индивидууме ПРАКРИТИ ШАКТИ проявляется как КУНДАЛИНИ ШАКТИ или змеиная сила. КУНДАЛИНИ ШАКТИ также проявляет себя как разум и ЧАКРЫ (астральные нервные центры, которые соответствуют пяти элементам). Сознание, достигающее мира наслаждения, суживается, и таким образом, становится нечистым земным восприятием, в котором субъект и объект являются совершенно различными. Неограниченное сознание, при все еще трансцендентальном сохранении его реальной природы, становится КУНДАЛИНИ ШАКТИ, суженной до уровня, который составляет наше восприятие в материальном плане. Этот процесс может быть представлен графически в виде перевернутого треугольника.

Три точки в треугольнике представляют три силы, проявленные как ИЧА ШАКТИ или воля, ГИЯНА ШАКТИ или знание и КРИЯ ШАКТИ или действие.

Сила проявляет себя, когда эти три вида силы (воля, знание и действие) соединяются. И тогда это похоже на треугольник. Такая ШАКТИ известна как ТРИПУРА или тройная энергия. В пределах этого треугольника или тройной энергии КУНДАЛИНИ проявляется как свернутая спиралью змея. Точно также как атом состоит из неподвижного ядра, вокруг которого вращаются электроны, КУНДАЛИНИ ШАКТИ является неподвижной силой, вокруг которой активная сила ПРАНЫ и разум проявляются в теле.

Человек, физически и психически, представляет собой ограниченное проявление тройных энергий КУНДАЛИНИ ШАКТИ.

В данном случае три точки воля, действие и знание представляют три вращающихся электрона вокруг КУНДАЛИНИ или свернутой спиралью силы или неподвижной силы.

Фактически все тело находится в постоянном движении вокруг КУНДАЛИНИ, которая является неподвижной поддержкой всех этих операций.

Шива всегда один со своей силой. Он проявляет себя через свою силу в различных названиях и формах. ШАКТИ сперва развивается как разум. Из разума развиваются пять элементов или БХУТ.

На второй стадии развития ШАКТИ становится первоначальным элементом, эфиром или тонкой материей, из которой выходит грубая материя. Проецирующая сила КУНДАЛИНИ теперь принимает грубые элементы, которые представлены как ЧАКРЫ различных элементов.

Из АКАСЫ или тонкого эфира ЩАКТИ образовалось ВАЮ (воздух, газ), а из комбинации газов — огонь и вода (жидкость) и из жидкости — твердая материя (земля). Когда ШАКТИ входит в последний и грубейший элемент, "принцип земли", который являясь твердой материей, ничего не должен делать для нее. Затем ее созидательная деятельность прекращается и сила пребывает в последней ЧАКРЕ принципа земли. Здесь сила как ШАКТИ сворачивается спиралью и отдыхает от своей созидательной деятельности, она известна как КУНДАЛИНИ ШАКТИ, обиталищем которой является МУЛАДХАРА ЧАКРА, представленная первоосновой земли. Эта ЧАКРА и соседние астральные нервные центры принадлежат пяти элементам: земле, воде, огню, воздуху и эфиру, причем последний элемент, эфир или АДЖНА ЧАКРА, представляет разум.

Когда КУНДАЛИНИ ШАКТИ отдыхает или активна только в нижних центрах, человек имеет только ограниченное восприятие. Когда КУНДАЛИНИ ШАКТИ поднимается и двигается вверх, она извлекает из себя движущиеся силы ее производства и соединяется с чистым сознанием в САХАСРАРА ЧАКРЕ (тысячелепестковым лотосом в мозге). Этот процесс движения вверх КУНДАЛИНИ и финальное соединение с сознанием называется КУНДАЛИНИ—Йога. Это обратный процесс эволюции разума и пяти грубых элементов. В своем созидательном аспекте КУНДАЛИНИ ШАКТИ также становится чувствами и ПРАНОЙ или жизненными дыханиями (жизненными токами).

 АСТРАЛЬНАЯ ТРУБКА И ШЕСТЬ ЦЕНТРОВ ДУХОВНОЙ ЭНЕРГИИ

Для того, чтобы обладать космическим сознанием, Йоги пробуждают КУНДАЛИНИ ШАКТИ, которая находится в МУЛАДХАРА ЧАКРЕ в нижней части позвоночника, а затем медленно благодаря ПРАНАЯМЕ и медитации, проводят ее через различные центры в СУШУМНЕ (астральной нервной трубке).

Каждая часть физического тела связана со своим двойником. Даже после удаления физических органов астральные двойники остаются. При ампутации пальца или руки остается их астральная часть. Молодой человек страдал хроническим заболеванием большого пальца с сильными болями в течение нескольких лет и в конце концов у него ампутировали палец. Даже после ампутации молодой человек испытывал боль в том месте, где находился его физический палец. Хотя психологи могут сказать, что боль пальца умственная, по теории Йогов боль от астрального двойника пальца не может быть снята путем только удаления физического пальца. Как физическое, так и астральное тело органически связаны между собой, а в материальном плане они независимы.

Все шесть нервных центров или ЧАКР и СУШУМНА НАДИ находятся в астральном теле и не могут быть видимы физическим глазом, за исключением периода медитации. Однако в физическом теле эти ЧАКРЫ и СУШУМНА НАДИ представлены как нервные сплетения и позвоночный столб.

Имеются две астральных трубки с каждой стороны СУШУМНЫ, известные как ИДА и ПИНГАЛА, через которые двигаются нервные токи. ИДА и ПИНГАЛА это НАДИ (астральные нервные трубки), которым соответствуют левая и правая сеть симпатических нервов в физическом теле. Через ИДУ и ПИНГАЛУ проходят потоки ПРАНЫ или жизненных дыханий (жизненных токов). Когда жизненные дыхания (жизненные токи) текут через ИДА и ПИНГАЛА, человек энергично занят разносторонней деятельностью. СУШУМНА НАДИ, которая соответствует позвоночному столбу в физическом теле, является основной НАДИ, в действии которой нуждаются Йоги, так как насколько используются левая и правая трубки (ИДА и ПИНГАЛА), настолько человек будет ограничен временем, пространством и причинностью. Когда центральная НАДИ (СУШУМНА) действует, она находится вне пределов ограничения разума и времени. Йог старается улучшить свой уровень для прохождения потока ПРАНЫ или жизненного дыхания (жизненного тока) в СУШУМНЕ. СУШУМНА НАДИ является самой важной из всех НАДЕЙ, которые переносят энергию ПРАНЫ. ИДА, ПИНГАЛА, СУШУМНА, ГАНДХАРИ, ХАСТХАДЖИХВА, ПУША, ЮСАСВИНИ, АЛАМБАСА, КУХУХ и САНКИНИ называют десятью важными НАДЯМИ Йогам необходимо иметь всесторонние знания об этих астральных трубках и ЧАКРАХ.

 СУШУМНА НАДИ, главная из всех НАДЕЙ, известна также как БРАХМА НАДИ или путь к Высшему Существованию. СУШУМНА НАДИ имеет две внутренних обшивки. Снаружи находятся СУШУМНА, второй является обшивка ВАДЖРИНИ и третьей является обшивка ЧИТРИНИ. Внутри этих трех слоев находится полый канал, черта который пробудившаяся КУНДАЛИНИ ШАКТИ переводит себя в свое вечное обиталище, ПАРАМА ШИВА или высшее сознание. Йоги могут чувствовать движение ПРАНЫ и движение пробудившейся КУНДАЛИНИ в СУШУМНЕ во время медитации и ПРАНАЯМЫ. Когда свернувшаяся спиралью энергия (КУНДАЛИНИ ШАКТИ) проходит вверх по СУШУМНЕ и. передается от ЧАКРЫ к ЧАКРЕ, Йоги воспринимают различного рода знания, силы и удовольствие. Однако СУШУМНА обычно закрыта у основания позвоночника у большинства людей. В связи с этим большинство разумом действуют в низших планах (материальном плане) сознания.

С практикой АСАН, ПРАНАЯМ, МУДР и медитации вырабатывается тепло и энергия. Эта сконцентрированная энергия направляется в саму КУНДАЛИНИ. После длительной непрерывной практики, дыхательных упражнений и медитации СУШУМНА освобождается от загрязнений и пробудившаяся КУНДАЛИНИ ШАКТИ легко проходит вверх через канал СУШУМНЫ в САХАСРАРА ЧАКРУ (тысячелепестковый лотос) в мозгу.

Пробудившаяся КУНДАЛИНИ, которая поднимается в МАНИПУРА ЧАКРУ, в третье нервное сплетение, расположенное в области пупка, может упасть вниз опять в МУЛАДХАРА ЧАКРУ (основной центр в позвоночнике). Пробудившаяся КУНДАЛИНИ с усилием должна быть снова поднята. Только такие продвинутые Йоги как Рама Кришна Парамаханса, Ауробиндо и Свами Шивананда смогли поднять КУНДАЛИНИ в верхний центр, АДЖНА ЧАКРУ, расположенный между бровями и выше его в мозговой центр и удержать ее там продолжительное время. Только немногие Йоги могут пробудить КУНДАЛИНИ и поднять ее по желанию в АНАХАТА ЧАКРУ или сердечный центр на короткое время. Некоторые ученики Йоги, которые часто рассуждают о КУНДАЛИНИ, только случайно наткнулись на эту силу и не знают как удерживать ее в верхних центрах. В наше время мы можем видеть много таких людей, которые случайно наткнулись на эту силу, выступают в качестве учителей и претендуют на полное знание.

Говорят, что человек должен полностью отказаться от желаний и быть полностью бесстрастным, прежде чем делать попытки для пробуждения КУНДАЛИНИ ШАКТИ. В противном случае пробужденная сила будет бесконтрольной и вызовет невыносимое ощущение боли и тепла во всем теле. Ни один врач не сможет установить диагноз или лечить это, так как будут отсутствовать заметные внешние симптомы. Когда чистота разума достигнута путем преданности и бескорыстного служения, ПРАНАЯМЫ (йогического дыхания) и медитации, человек посторонней помощи поднимет пробужденную КУНДАЛИНИ вверх и испытает ощущения АНАНДУ или счастье.

Далее: МЕДИТАЦИЯ НА ЧАКРАХ ИЛИ ЦЕНТРАХ
4074·06/08/2007·комментарии 0 



Глава 10. АБСОЛЮТ И ЭВОЛЮЦИЯ ПРАКРИТИ

Есть вопрос, который трудно понять и который будет задаваться вновь и вновь и обычно оставаться без ответа, это "Как безграничность, абсолют стала ограниченным миром?» Единственно абсолют становится вселенной, приходя через время, пространство и причинность. Время, пространство и причинность похожи на цветное стекло, через которое виден абсолют и когда он виден, оп кажется вселенной. Этот абсолют и абсолютная реальность являются духом или чистым сознанием, вне которого находятся разум и материя. Дух или АТМАН, это одно, а его орудия это разум в тело. Дух или АТМАН, находящийся в человеке, представляет собой единственный дух, который присутствует во всем. Тот же дух является Богом, когда он становится объектом поклонения.
Природа духа является целостной без каких-либо делений, а разум и материя это части в этом целом, которые проявляют себя во многих степенях и качествах. Дух безграничен, бесформен, неактивен, неизменяем и является свидетелем разума. Сила духа (ШАКТИ), выраженная в форме разума и материи, ограничена по форме, активности и постоянно изменяется.

Разум и материя считаются бессознательными, так как все, что не имеет сознательного субъекта, является бессознательным объектом. Однако согласно философии Веданты, нет ничего бессознательного, а напротив все обязательно имеет сознание. То, что является объектом сознательного субъекта, мы называем бессознательным разумом и материей. Материя это только грубая часть разума. Другими словами, разум и материя похожи на лицевую и обратную стороны монеты. Разум известен также как затеняющая сила сознания. Разум ограничивает сознание или дух, так, что человек воспринимает только ограниченную истину, а не абсолютную истину как целое и неограниченное. Где отсутствует разум, там нет ограничений.

Дух или сознание, оставаясь в одном аспекте без изменений, изменяется в другом аспекте как активная сила (ШАКТИ) и выражается как разум и материя. Поэтому - человек представляет собой дух и чистое сознание и только абсолют закрыт затеняющей силой разума и тела, "Человек это Бог, валяющий дурака". (Эмерсон).

Весь мир зародился от активного сознания абсолюта. Благодаря МАЙЯ ШАКТИ или затеняющей силе человек верит в объективное существование за пределами и независимо от себя. Такое состояние объективности ощущается пока сознание затеняется, или суживается МАЙЯ ШАКТИ.

Таким образом, МАЙЯ ШАКТИ или затеняющая сила - это то, что превращает целое или абсолютное в нецелое, неограниченное в ограниченное, бесформенное в формы. Это сила, которая, таким образом, уменьшает, затеняет и отрицает абсолют.

В абсолюте не существует ни времени, ни пространства, ни причинности. Все только он и, следовательно, он не может быть познан, так как мы получаем познание от разума, ограниченного пространством и временем. Когда сознание не ограничено пространством и временем, это не познание. Теперь, когда абсолют ограничен разумом, это больше уже не абсолют, так как все, ограниченное разумом, становится ограниченным. Поэтому познание этого или абсолюта является логической несообразностью. Вот почему на вопрос: "Как неограниченность становится ограниченностью?" никоим образом нельзя ответить. Познанный Бог уже больше не Бог и поэтому он обычно непознаваем и непонятен.

Абсолютное основное восприятие абсолюта или духа возможно только при исчезновении всех отличий, ибо в нем находятся как недифференцированная масса и воспринимающий и восприятие и воспринимаемое или и познающий и познание и познаваемое. Когда мы можем отделить познающего от познания и познаваемого объекта, где тогда познание и познаваемое? Эго опять доказывает, что абсолют непознаваем.

Согласно Веданты познание бывает двух видов: 1) ГИЯНА СВАРУПА или совершенное восприятие сознания и 2) ГИЯНА ВРИТТИ, познание объектов или обычное несовершенное восприятие мира благодаря связи с разумом.

Разъяснение Шанкара связи между абсолютом и ограниченным миром известно как ВИВАРТА ВАДА, или наложение. Эту связь поясняет история о змее и веревке. В темноте человек принял по ошибке веревку за змею. Когда появился свет, иллюзия змеи, создавшаяся в связи с недостаточным освещением, рассеялась и вновь веревка появилась в своей истинной действительности. Точно также мир является только наложением на Брахмана или абсолюта. Из-за невежества человек думает о существовании ограниченного мира также как о змее в темноте. Когда пробуждается познание единства, мир исчезает и вновь существует только абсолют.

ДЖИВА или дух становится отождествленным с Брахманов или абсолютом, когда завеса АВИДЬИ или невежества спадает, и объективный мир исчезает как объект восприятия.

Далее: ЭВОЛЮЦИЯ ОГРАНИЧЕННОГО МИРА ИЗ АБСОЛЮТА
3843·06/08/2007·комментарии 0 



   1 

показано 4 [ 1% ]

без фильтра
шакти

Опрос
Правильное питание - один из основных принципов Йоги. Йоги считают правильным вегетарианство. А какую систему питания предпочитаете Вы?
согласен с йогами: лакто-вегетарианство
веганство
раздельное питание
макробиотика
сыроедение
ем, что попало

 
Наши группы в социальных сетях: классическая йога, правильное питание, Аюрведа

Наши группы В контакте! Присоединятесь:

Йога. Путь домой. Классическая йога в традиции Свами Шивананды
Мы есть то, что мы едим. Правильное питание. Вегетарианство
Красивой быть не запретишь! (Все о том, как поддерживать красоту и молодость природными средствами. Что такое натуральная косметика. Советы Аюрведы).
Практическая пермакультура и органическое земледелие.

 

Музыка
 · Madhurashtakam

Темы

Слова

Популярные

Высказывание

Мои безмолвные преклонения и простирания перед всеми женщинами - проявлениями божественной Матери, Шакти или Кали. Они - главная опора общества и поддержатели религии. Если они будут вдохновлены, весь мир будет вдохновлён.
Свами Шивананда


Общение

Стиль жизни
Весеннее настроение: оригинальные подарки к 8 Марта
Наступил 2015-ый! Всем счастья, мира и любви!!!
Йога работает. 3-дневная программа с йога-ачарьей Свами Шивадасанандой
Как работает йога?

Вырезки из публикаций

Аюрведическая традиция придает очень большое значение цветам. Считается, что цвета радуги помогают установить равновесие, обеспечить состояние гармонии между телом и умом. Йога и медитация ассоциируют цвет с лучистой энергией, которую испускают атомы.

Йога в мире

 

 





Темы

Библиотека

Галерея

Форум

Школа

Шивананда Йога

Учителя Шивананда Йоги

Ашрамы и центры

Аюрведа

Васту

Ведическая астрология

 3.0a  © Школа йоги 2016 — +7 (925) 893-15-70

Школа
классической йоги

в традиции Свами Шивананды

Записаться на занятия
Как начать
Цены
Как нас найти
Классы
Курсы
Семинары
Контакты
 

 

+7 (925) 893-15-70
 

Свами ШИВАНАНДА (1887-1963)

 
Свами ВИШНУ ДЕВАНАНДА
(1927-1993)
 
Новости школы йоги
· Занятия продолжаются
 Ждем всех желающих на занятия по четвергам. Начало в 19.15. /.../

· Курс йоги для начинающих
Следующий курс для начинающих в воскресенье 19-ого апреля. Начало занятий в 11.00. /.../

· Следующий курс для начинающих с 11 апреля 2015 года
 У вас еще есть шанс до начала летних каникул начать заниматься йогой!Следующий курс йоги для начинающих начнется в зале на Соколе с 11 апреля. Он будет проходить по субботам и воскресеньям. Всего 4 занятия. Потом можно продолжить практику в основном классе. /.../

· Курс для начинающих с 28 марта 2015 года
Хотите помолодеть на пару лет за 1 месяц? Сбросить несколько лишних килограммов, накопленных за зиму? Приходите на йогу!С 28 марта по субботам и воскресеньям курс йоги для начинающих!Ждем Вас в центре на Соколе. /.../

· Новый зал на Соколе
Наконец-то нам есть, чем порадовать тех, кто хотел бы заниматься йогой на Соколе. Теперь занятия в новом зале по адресу ул. Новопесчаная, д. 23, корп. 1 Ждем вас, как всегда, по четвергам к 19.00. /.../

· Йога на Соколе, йога на Полежаевской
 С 23-его октября занятия в районе Сокол-Полежаевская будут проводится во новому адресу. Обращаем Ваше внимание, что мест мало, записывайтесь заранее. /.../

· Йога-каникулы в Литве
Посещать йога-классы 1-2 раза в неделю в городе - это хорошо. Но ничего нет лучше погрузиться в йогу целиком. /.../

· 30 января - открытый урок!
 Ждем начинающих в зале на Соколе! В четверг 30 января, начало в 19.00. Приходите попробовать! Занятие бесплатное!Не забудьте записаться. /.../

· Открытый урок по йоге 14 ноября в зале на Соколе
Приглашаем всех желающих на бесплатное ознакомительное занятие в зал на Соколе 14 ноября в 19.00. /.../

· Открытый урок по йоге 26 сентября в зале на Соколе
Если вы хотите начать заниматься йогой, то наше предложение именно для вас! Йога-класс в зале на Соколе в четверг 26-ого сентября с 19.00 до 21.00 может посетить любой желающий БЕСПЛАТНО! Возьмите спортивную одежду и не ешьте за 2 часа до занятия. Еще вам понадобятся тапочки, чтобы пройти в раздевалку. А занимаются йогой босиком (или можно одеть носки). Вы можете воспользоваться нашим ковриком или принести свой. /.../